Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » ВИЭ-персоны » Жители Пруссии

Кант Иммануил
Кант Иммануил (1724—1804) - нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма. Р., учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был 1755—1770 доцентом, а в 1770—1796—проф. ун-та. К. — основатель «критического», или «трансценденталь-ного», идеализма. В т. наз. докритический период (до 1770) К. создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной «туманности». В это же время К. высказал гипотезу о существовании Большой Все¬ленной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В филос. работах «докритического» периода К. наметил — под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма -а различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отри¬цательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К. к воззрениям «критического» периода; в 1781 появилась «Критика чистого разума», за ней были опубликованы «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах «критического» периода К. доказывает невозможность построить систе¬му умозрительной философии («метафизики», согласно принятой тогда терминологии) до предварительного ис-следования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К. к агностицизму -утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возмож¬но только относительно «явлений», т. е. способа, посредством к-рого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по К., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рас¬судок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с т. зр. наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании Бога как безусловно необходимого существа. К. считал, что с равной доказательностью могут быть обо¬снованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные:— и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо:— и такого существа нет. Т. обр., разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в про¬тиворечиях. Однако противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, чело¬век одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверх¬чувственного мира); существование Бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К. основа¬нием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и для агностицизма, стало толчком для разработки положитель¬ной диалектики в нем. классическом идеализме. Под-черкивая творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, К в своем понимании познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К. провозглашал ее осн. законом безусловное повеление (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, которое, совершенно независи¬мо от нравственного содержания поступка, могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит пре¬красное к «незаинтересованному» удовольствию, не зави¬сящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произв. искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К. не смог: в этике - вразрез с формальным харак¬тером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала, которым является человек, и т.д. Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества и уче¬ние о необходимости вечного мира. Средством к установ¬лению и сохранению мира К. считал развитие междуна¬родной торговли и общения ко взаимной выгоде для разил. гос-в. При всех своих внутренних противоречиях учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие на¬учной и филос. мысли (Неокантианство, Этический социализм, Марбургская школа, Баденская школа).

 В.Ф. Асмус (Из Философского словаря под ред. И.Т.Флорова. М.2009)
Категория: Жители Пруссии | Добавил: Василий (29-Октября-2012)
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]