 Гербарт Иоганн Фридрих (Johann Friedrich Herbart, 4.05.1776, Ольденбург — 14.08.1841, Гёттинген) — выдающийся философ, педагог, психолог. Учился в Йенском универ- ситете, где слушал лекции Фихте. После университета три года работал воспитателем, приобщился к учению швейцарского педагога И. Г. Песта- лоцци, которое оказало решающее влия- ние на педагогические воззрения Гербар- та. В 1802—1809 гг. был профессором Гёттингенского университета. По рекомендации В. Гумбольдта в 1809 г. был приглашен профессором философии и педагогики в Кёнигсбергский университет. В 1816 г. был проректором (почетный ректор — кронпринц). В 1833 г. возвратился в Гёттингенский университет. В 1811—1816 гг. возглавлял Кёнигсбергскую научную комиссию, созданную по плану В. Гумбольдта для проведения реформы народного об- разования в Пруссии. Руководил созданным им в 1816 г. по- стоянным педагогическим семинаром — первым семинаром в истории Альбертины, который заложил основы системы про- фессиональной подготовки учителей в Пруссии. За время педагогической и научной деятельности в Альбертине создал свои самые значительные труды и стал основателем немецкой школы педагогики. Развивая педагогическое учение Песта- лоцци, с которым был лично знаком, создал свою систему психологии и педагогики. Рассматривал психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию четырех принципов обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Был основателем формальной эстетики, последователем «реалистического» раздела философии Канта (в основе мира — множество неизменяемых «реалов»). |