Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » ВИЭ-персоны » Творческая интеллигенция

Калинников Леонард Алесандрович
 КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Калинников Леонард Александрович (р. 23.04.1936 г.) – спец. по этике и истории философии, доктор философских наук, профессор
В 2011 г.году доктору философских наук, профессору Леонарду Александ­ровичу Калинникову исполнилось 75 лет. Первого октября 2011 года он отметил 45 лет своей научной и педагогической деятельности в стенах КГПИ — КГУ — РГУ им. И. Канта — БФУ им. И. Канта, где он провел практически всю свою трудовую жизнь.
Леонард Александрович родился 23 апреля 1936 года в городе Иваново. По окончании средней школы он с 1954 по 1959 год учился на историко-фило­логическом факультете Ивановского государственного педагогического ин­ститута. Затем Л. А. Калинников неко­торое время работал в школе села Фи- липповское Киржачского района Вла­димирской области, где преподавал ис­торию, русский язык и литературу. В 1960—1962 годах служил в железнодо­рожных войсках, ушел запас в звании младшего лейтенанта. После воинской службы Леонард Александрович посту­пил в аспирантуру по кафедре фило­софии ИГПИ к кандидату философ­ских наук, доценту Г. Н. Гумницкому, специалисту по этике. В 1969 году он защитил диссертацию «О соотношении нравственного и эстетического идеа­лов» в Институте философии Акаде­мии наук СССР.
В 1966 году Л. А. Калинников на­значается на должность старшего пре­подавателя кафедры философии и на­учного коммунизма Калининградского государственного педагогического ин­ститута, в 1974-м принимает активное участие в подготовке и проведении в КГУ Всесоюзной научной конферен­ции, посвященной 250-летию со дня рождения И. Канта. Кантовские чте­ния стали регулярным и значимым со­бытием для отечественных (а спустя некоторое время и зарубежных) иссле­дователей кантовского философского наследия. С 1975 года Леонард Алек­сандрович был ответственным редак­тором Кантовского сборника, а с 2008 года по настоящее время профессор Калинников возглавляет меж­дународный редакционный совет этого научного журнала. С 1976 по 1978 год Л. А. Калинников, учась в докторантуре, был старшим научным сотрудником КГУ. В 1978 году по итогам этой работы опубликована мо­нография, а в 1981 году на философском факультете ЛГУ им. А. А. Жда­нова состоялась защита докторской диссертации «Проблемы философии истории в системе Канта».
Леонард Александрович много делает для подготовки философов в БФУ им. И. Канта. Он читает курсы и спецкурсы по этике и истории фило­софии, по философии Канта и неокантианству; он неизменный научный руководитель курсовых и дипломных работ, под его руководством были защищены пять кандидатских диссертаций. В течение уже 35 лет область научного интереса профессора Л. А. Калинникова — кантоведение. По этой теме он опубликовал более 100 статей и 3 монографии: «Проблемы философии истории в системе Канта» (1978), «Кант в русской философ­ской культуре» (2005), «Иммануил Кант в русской поэзии (Философско-эс- тетические этюды)» (2008).
16
Главной своей исследовательской задачей, постоянно решаемой и все еще до конца не разрешенной, Л. А. Калинников видит написание боль­шой монографической работы, в которой он выразил бы свою собственную интерпретацию системы Канта. Такая интерпретация сняла бы массу не­доумений и противоречий, которые находит в трудах Канта не углубив­шийся в его наследие читатель. Леонард Александрович исходит при ин­терпретации философии Канта из принципа презумпции разумности ав­тора: мыслитель ранга Канта всеми силами стремится не допустить в своей системе противоречий. Поэтому, если интерпретатор такие противоречия находит, то прежде всего он должен думать о том, как прочитать текст без них: может быть, эти противоречия лишь мнятся самому интерпретатору. Предшественники Л. А. Калинникова такую работу выполняли, и, как пра­вило, это было три тома: критика опыта, критика нравов, критика искус­ства и религии. Он же намерен сделать одну большую работу, в которой система Канта будет отображена как единое целое.
В качестве приложения к этому небольшому биографическому очерку мы предлагаем высказывания профессора Л. А. Калинникова по вопросам, интересным каждому человеку(см. с. 18). Их тематика выбрана нами не случайно. Идеями к заглавиям послужили названия глав таких работ И. Канта, как «Лекции по этике», «Критика практического разума». Лео­нард Александрович ответил на вопросы, которые сам Кант поставил в собственных произведениях, а у читателя появилась прекрасная возмож­ность сравнить, насколько профессор Калинников преобразовал Канта и насколько усовершенствовал его систему. Таким образом, нашей целью было проведение аналогии между кантианцем Калиниковым и самим Кан­том. Поясним сказанное. Например, название «О принципе моральности»
взято из книги «Лекции по этике» (Часть А, III). Кант по этому поводу пи­шет следующее: «Моральная доброта есть, следовательно, правление в на­шем произволении правил, посредством коих все действия моего произво­ления всеобщезначимо согласуются. А подобное правило, которое есть принцип возможности согласия всех свободных произволений, есть мо­ральное правило». У Калинникова читаем следующее: «Принцип мораль­ности — быть человеком! Спросят: а как это им быть? По-моему, просто: осознавать, что окружающие тебя люди, а в принципе — люди вообще, — твоя высшая ценность: соответственно и вести себя с людьми». Здесь видит­ся полное согласие с Кантом.
Заключительные темы были предложены непосредственно нами и за­трагивают актуальные вопросы современной России. Например, вечная проблема концептуализации русской идеи трансформировалась у Леонар­да Александровича в призыв к действию, который, возможно, находит свой исток в идеях А. И. Герцена и Н. П. Огарева: «Населить Россию заново, воз­родить ее умершие и умирающие деревни, построить в них школы, боль­ницы, библиотеки, распахать мертвые поля, насадить сады и леса. Жить на русской земле, а не в загаженных ее городах».
Практически во всех своих тезисах Леонард Александрович следует кантовской философии, преобразуя и заключая ее в собственных лаконич­ных и ярких по образности мыслях, что порождает впечатление удавшего­ся, сформированного и счастливого мыслителя и человека. Посвятив всю свою жизнь философии, Л. А. Калинников не останавливается на достиг­нутом и проводит в умственной работе свой каждый день. В этом проявля­ется упорство, принципиальность и огромное духовное богатство человека, стремящегося со своей стороны сделать мир лучше, подходя к этому вопро­су со всей ответственностью. Как же тут не вспомнить Иммануила Канта, философия которого давно стала символом неустанной борьбы против предрассудков и невежества, подчас пронизывающих нашу жизнь.
А. И. Троцак, канд. филос. наук, старший научный сотрудник Института Канта Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
С. В. Луговой, канд. филос. наук, доцент кафедры философии исторического факультета Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
 
 
 
    Каждый год 22 апреля в Калининграде отмечается день рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта. Ведь именно на этой земле родился великий мыслитель, с этим городом связана вся его жизнь, научная и педагогическая деятельность; здесь, на бывшем острове Кнайпхоф, после войны получившем имя Канта, у стен Кафедрального собора, находится его кенотаф. И стало уже доброй традицией, что в день рождения Канта сюда приносят цветы последователи его великих гуманистических идей: ученые, политики и деятели культуры, преподаватели и студенты Балтийского федерального университета, жители и гости области. Возле усыпальницы проходит мемориальный митинг, а затем все направляются в концертный зал Кафедрального собора, чтобы послушать органную музыку и лекцию, организованную калининградским Институтом Канта. 
    В этом году, когда во всем мире отмечается 50-летие первого полета человека в Космос, а в России объявлен Год космонавтики, открытая лекция доктора философских наук, профессора, заведующего сектором на¬следия Канта калининградского Института Канта Леонарда Александровича Калинникова была посвящена теме «Космос Канта». На лекции присутствовали не только студенты и преподаватели вузов Калининграда, горожане, а также иностранные гости из соседних государств, прибывшие на празднование 287-й годовщины со дня рождения великого философа. 
   Известный калининградский исследователь философского наследия Канта Леонард Калинников в своей лекции осветил идеи великого кёнигсбергского мыслителя о связях человечества с Космосом. Как отметил профессор Калинников, «...с точки зрения Канта, Космос - нечто такое, без чего невозможна жизнь человечества, само оно по природе космично. Глубинные законы космоса конгениальны законам разума, главного, что определяет всю жизнь человечества. Кант представлял себе, что в случае встречи землян с какими-то разрушающими цивилизациями, с каким-то новым межзвездным миром, не будет никаких войн, а напротив, будет совместное энергичное сотрудничество», так как разумная жизнь возможна только при опоре на мораль, на универсальные законы морали - категорические императивы. В 1755 году в своей «Всеобщей истории и теории неба» Кант «пробивает», по словам Энгельса, первую брешь в метафизическом мировоззрении, распространяя принцип развития на всю Вселенную. Космос Канта - это бесконечная и переживающая бесконечную «естественную историю» реальность. Своей космогонической гипотезой Кант делает большой шаг вперед по сравнению с Коперником, который в своем учении сохранил идею Аристотеля об ограниченном (сферой неподвижных звезд) и статическом мире. Причем Кант строит историю мира, исходя из противоположных сил, которыми он наделяет материю, - притяжения и отталкивания. Его космогония содержит элементы диалектики. Исследования Канта в этом плане образуют определенную ступень в развитии общей диалектической картины мира, созданной в уже новое время.
     «Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть, - считал Кант.- Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят, помня, что знание - это то, что дает нам овладевать космосом, осваивать его». Сколько мифов, сказок и фантазий рождала необъятность и бесконечность Космоса в непросвещенном человеческом уме! И только российская наука и техника XX века смогли, впервые, опережая все другие народы, совершить прорыв в покорении космического пространства для его дальнейшего изучения и использования на благо человечества.
Категория: Творческая интеллигенция | Добавил: Василий (05-Ноября-2012)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]