Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Восемь мостов Кёнигсберга.Разведёные мосты города

Когда мы вспоминаем Кенигсберг, нам на ум обычно приходят Королевский замок, подземный город и загадка семи мостов Кенигсберга, которая терзала умы людей на протяжении нескольких веков. Если замка, к огромному сожалению, больше нет, а существование города под нашими ногами вовсе не доказано, то нам и гостям Калининграда остается любоваться только мостами, о которых мы и поговорим в этой статье.

Начать следует с небольшого опровержения известного факта. Мостов было вовсе не семь, по крайней мере, это не всегда было так. Кенигсберг, как и любой уважающий себя город динамично развивался и постоянно рос вширь, отчего мостов нужно было все больше и больше. Начало же, знаменитой загадке было положено в 1542 году, с момента основания седьмого моста через Прегель, с приятным названием Медовый.  Тогда то, жители города и задумались, возможно ли пройти по всем мостам города, не проходя по одному и тому же мосту дважды. И мысль эта так одолела несчастных кенигсбержцев, что загадка переходила из уст в уста, находя все больше желающих стоптать свои башмаки, в попытках решить ее, что впрочем, ни у кого так и не получилось, но и невозможность этого тоже доказана так и не была.

При этом, горожане умудрялись загружать этим головы гостей города, пока загадка не дошла до знаменитого швейцарского математика Леонарда Эйлера, который уже как десять лет жил и работал в Санкт-Петербурге, в Академии Наук. В 1736 году, он, после долгих размышлений, нашел решение дилемме, описав его в письме своему другу, итальянскому математику Маринони. Решение окончательно развеяло надежды кенигсбержцев на успех, дав им отрицательный ответ. Тогда, знаменитый ученый еще и не предполагал, что метод, описанный в доказательстве, приведет к рождению целой отрасли в математике – теории графов. Впрочем, в 1905 году загадка и вовсе стала не актуальной, так как построили восьмой мост, но это уже совсем другая история.

Мосты, о каждом из которых пойдет речь отдельно, выполняли очень важные функции в городе, разделенном на несколько частей рекой. Стоит отметить, что каждый из мостов мог нести и отдельную функцию, например, только для перевозки дров, или же принадлежать к какому-либоиз городов Кенигсберга. Вас может смутить последнее словосочетание, но «единым» Кенигсберг стал только в 1724 году, до этого же он состоял из трех городов, многих пригородов и поселений.

Мосты объединяли их, становились местом торговли, сходок студентов и даже сражений между Альтштадтом и Кнайпхофом – двумя соседствующими городами, вечно выяснявшими кто из них лучше. Возможно, именно из-за напряженного отношения соседей и постоянной внешней угрозы, все мосты были своеобразными крепостями и тщательно охранялись. Изначально, въезд на каждый мост обороняла огромная сторожевая башня с дубовыми створками ворот, в арке под ней. Зачастую, все это превращало мост в настоящий форт, на захват которого потребовались бы не малые силы и осадные машины.

По некоторым данным, даже опоры мостов предназначались для обороны, в них находились казематы и амбразуры для возможности стрельбы изнутри. Ну а что самое интересное, одни из самых мощных предмостовых укреплений располагались, опять же, между Альтштадтом и Кнайпхофом (часть Преголи между Московским проспектом и островом Канта). Там они достигли апогея фортификации, что позволяет судить о том, что жители этих двух городов больше боялись друг друга, нежели иностранных захватчиков.

Кстати, в дальнейшем, мосты, по традиции, так и строились в фортификационном стиле, имея мощные опоры с остро выступающими углами. Но не только это отличало мосты Кенигсберга, от их собратьев в других городах. Здесь, они все до одного были разводными. Я не беру в счет только Пальмбургский мост, он же «Берлинский», как его принято называть нашими горожанами. Все восемь мостов города могли разводиться и пропускать огромные суда выше по течению реки Прегель. Река тогда не просто была судоходной, а ежедневно пропускала немало судов и барж. Плюс к этому, по всем мостам города ходили трамваи.

Впрочем, кенигсбергские мосты исполняли не только транспортную и военную функции, но и культурную. Практически все праздники города, так или иначе, проходили через мосты. На них жители вечно противоборствующих городов обнимались во время перемирий и общих побед, вели торговлю и проводили самые разнообразные шествия.

Во время Семилетней войны, когда Кенигсберг и Восточная Пруссия пусть и недолго, но являлись российской губернией, мосты тоже становились местом для шествий, только религиозных. По ним проходили православные крестные ходы, радующие как русский гарнизон, так и местных горожан, которые с любопытством смотрели на все происходящее. Так как, в 1758 году, загадка семи мостов Кенигсберга была решена, то российское духовенство избежало традиционного «ломания» головы, прорабатывая маршрут хода, один из которых был посвящен празднику Водосвятия реки Прегель.

Каждый мост нес свое, особое название, данное ему жителями города: Лавочный, Зеленый, Кузнечный, Медовый… История этих и других названий не менее интересна, чем сама история мостов, которые зачастую выполняли и романтические функции – на них любили устраивать свидания влюбленные, ожидая друг друга на широких опорах, богато украшенных уникальной ковкой перил. Один из кенигсбергских мостов, Медовый, и сегодня стал своеобразной Меккой молодоженов, вешающих на его перила замки.

К сожалению, второе пришествие наших земляков мосты пережили с трудом. В ходе второй мировой войны многие из них были сильно повреждены. Некоторые, как немые калеки, застыли в наполовину разведенном состоянии. Так нацисты пытались задержать продвижение советских войск. Задержали, но им это, все равно, особой пользы не принесло, зато мосты пострадали еще сильнее.

Восстановление транспортного соединения через реку стало одной из первоочередных задач советских инженеров.

Многие мосты восстановили, и они исправно служили новому городу и его жителям, но настал 1972 год. Королевский замок уже практически снесли, а взрывы все еще грохотали по городу, планомерно уничтожая разрушенные и сохранившиеся здания Кенигсберга. Очередь дошла и до двух мостов, Лавочного и Зеленого, вставших на пути строительства нового исполина – Эстакадного моста. Мосты были снесены, а над ними и сейчас проходит известная автострада. Судьба остальных шести тоже печальна. На данный момент из восьми уникальных мостов старого города сохранились только три и те далеко не в прежнем состоянии.
 
 
 
В четверг, 25 июля 2013, в период с 00.00 до 06.00 было ограничено движение на ул. Октябрьской в Калининграде. В это время будет производиться разводка и наводка автодорожного моста №4.
 
>
 
 
 
 
 
 
http://mannaz-russia.livejournal.com/450692.html
 
 
Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (24-Июля-2013)
Просмотров: 559 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]