Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

ВОРОТА КЁНИГСБЕРГА

Наша сегодняшняя “прогулка” - по воротам Кёнигсберга. Как уцелевшим, так и давно уже не существующим.

Вообще в воротах есть что-то мистическое - как в ключах от города, которые, по обычаю “галантных веков”, должны были выноситься очередному завоевателю на бархатной подушке. Но... ворота в Кёнигсберге строились именно для того, чтобы завоеватель - кем бы он ни был - шёл назад не солоно хлебавши.

В середине XIX века руководитель инженерного корпуса, тогда ещё не генерал-лейтенант, Людвиг фон Астер разработал проект модернизации кёнигсберг­ских оборонительных сооружений. В октябре 1843 года начались масштабные строительные работы.

Королевские

Королевские ворота. Апрель 1945 года

Самыми первыми были сооружены Королевские ворота, расположенные на пересечении Кёнигштрассе и Литауер Валльштрассе (теперь - ул. Фрунзе и Литовского вала). Автором проекта, по некоторым сведениям, являлся архитектор Ф. Штюлер.

Кстати, название “Королевские” в 1811 году получили бывшие на этом месте Гумбинненские ворота. Их построили русские инженеры в период Семилетней войны. А до этого - здесь были Кальтхофские ворота, снесённые в 1717 году...

Именно через Королев­ские ворота триумфально въезжал в КёнигсбергНаполеон Бонапарт. Да и вообще они часто использовались для парадных торжественных въездов и выездов.

Первый камень в основание новых Королевских ворот был заложен 30 августа 1843 года в присутствии многих важных особ, а главное - прусского короля Фридриха Вильгельма IV,который собственноручно опустил означенный камень в траншею. Такие церемонии были вполне в его духе. Не зря ведь его называли “романтиком на троне”!

В угоду королевскому вкусу ворота имели отчётливые черты неоготики: башни с бойницами, порталы характерного “стрельчатого силуэта”, готические ниши, крестовые своды...

“Романтик на троне”

Кстати, всё создавалось в полном соответствии с требованиями фортификации: стены по обеим сторонам от среднего портала имеют толщину 2 м, крестовый свод - 1,3 м. В трёх фасадных нишах были помещены - лицом к городу - фигуры Оттокара Богемского, короля Фридриха I и герцогаАльбрехта. Под ними - изображения личных гербов, вверху - гербы Замландии и Натангии (автор скульптурных изображений - В. Штюрмер). Вроде бы на “украшении” ворот настоял сам “романтик на троне”: увлечённый архитектурой (и сам создающий неплохие проекты!), Фридрих Вильгельм IV хотел, чтобы ворота, выполняя оборонительную и транспортную задачу, были ещё и эстетически безупречны. Как правило, король предлагал специалистам свои эскизы для дальнейшей доработки со словами: “Здесь имеете Вы мою мазню, теперь привнесите Вы разум свой”. И охотно выслушивал все возражения.

Штайндаммские ворота, 1906 год

В 1850 году Фридрих Вильгельм IV лично присутствовал на церемонии освящения ворот.

Первоначально Королевские ворота имели только один портал с шириной проезда 4,5 м - пешеходы и транспорт перемещались там одновременно. В 1875 году северный каземат был перестроен под пешеходный проход, а в 1890‑м - сами ворота открыты для свободного проезда.

В ХХ веке, с увеличением автомобилей, по обеим сторонам ворот были снесены валы - так освободилось место, в том числе и для движения трамваев.

В апреле 1945-го ворота являлись одним из опорных оборонительных пунктов. По ним отчаянно долбали из артиллерийских орудий и миномётов. В итоге была разрушена часть декоративных башенок, повреждены скульп­туры.

“Мачо не плачут”

После войны ворота даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Ещё через пятнадцать лет председатель Калининградского горисполкома В. Денисов предпринял было попытку начать реставрацию ворот, но областные власти этому воспротивились. И поставили вопрос о сносе ворот - как мешающих “полноценной организации уличного движения”.

Бранденбургские ворота, 1920 год

Денисов вызвал из Москвы экспертов, те запретили уничтожение памятника архитектуры - по крайней мере, “одномоментно”.

По-настоящему ворота начали реставрировать в 2005 году - к 750‑летию города. Всё было довольно помпезно: и камень закладывался в присутствии сиятельных особ, и президент Путин отметился на открытии. И работы были произведены в рекордно короткие сроки, и сусального золота не пожалели... И хотя вид у ворот сейчас несколько “новодельный” - это лучше, чем обветшавшие руины.

Довольно бодрой жизнью живёт и разместившийся в воротах музей “Великое посольство”. Как и всё, что происходит в Кёниге, его деятельность бывает весьма экзотичной: так, где-то год назад в нашем городе высадился “десант” столичных литераторов... и глубоким вечером накануне Пасхи в Королевских воротах выступал Илья Стогоff, известный питерский постмодернист (автор скандального романа “Мачо не плачут”, где ненормативной лексики не в пример больше, чем обыкновенной), и читал собравшимся... проповедь. Библию толковал. Под неоготическими сводами Королевских ворот в канун православного праздника это воспринималось особенно круто.

Штайндаммские

Надо сказать, что Королевские ворота, отмеченные печатью монаршей любви, были далеко не самыми красивыми в Кёнигсберге. Самые красивые - Штайндаммские - не уцелели. Они располагались там, где сейчас кассы Северного вокзала - между нынешней улицей Гаражной и Советским проспектом (ранее - пересечение Штайндамм и Краузенэкше Валль-штрассе).

Штайндаммские ворота, 1902 год

Штайндаммские ворота имели два проезда и два пешеходных прохода. С внутренней стороны были украшены статуей Фридриха Вильгельма IV, выполненной скульпторомВольфом из жёлтого песчаника, а также четырьмя гербами. Гранёные башенки, расположенные симметрично, были увенчаны изящными крестоцветами - стилизованными каменными цветами.

Штайндаммские ворота были демонтированы в 1912 году - при реконструкции вальных укреплений. Практичные немцы решили, что в качестве фортификационного сооружения ворота - в эпоху мощной дальнобойной артиллерии - никакого значения не имеют, а вот городскую застройку и транспортные потоки - тормозят. И вот... статую короля верноподданно перетащили в Крепостной музей, а красоту “каменных цветов” - уничтожили без сожаления.

Здание полицай-президиума (теперь там располагается УФСБ по Калининградской области, угол ул. Генделя и Советского проспекта) было построено в 1912-1914 годах практически на месте Штайндамм­ских ворот, отправленных в небытие. Утраченная красота осталась лишь на старинных открытках.

Были снесены и Трагхаймские ворота, располагавшиеся на пересечении 3-й Флиссштрассе и Валльринг (в районе нынешней ул. Профессора Баранова).

Росгартенские

Росгартенским воротам повезло больше. Хотя их тоже сносили на рубеже 40-50-х годов XIX века. Название произошло от местности, рядом с которой они располагались. Росгартен - конские сады, точнее, конские выпасы - район, который простирался от современной ул. Фрунзе до нынешней ул. А. Невского.

Первоначально ворота были небольшими, с полукруглой аркой проездного проёма. С их внешней стороны был вырыт глубокий ров, имелся подъёмный мост, и действовала хитроумная система с опускающейся решёткой, которую неукоснительно запирали на ночь. Эти-то ворота и были демонтированы, а на их месте по проекту архитекторов Штюлера, Ирфюгельбрехта и фон Хайля- построены новые, в духе неоготики. Общее руководство работами и здесь осуществлял Эрнст Людвиг фон Астер.

По обеим сторонам центрального проезда (шириной четыре метра)находились боевые и караульные казематы. С внешней стороны проезд был прикрыт блокгаузом (особым сооружением, приспособленным для ведения кругового ружейного и артиллерий­ского огня) и кордегардией(местом караула, с системой тросов и лебёдок для подъёма моста) и амбразурами. Справа и слева от кордегардии возвышались стены, также испещрённые многочисленными амбразурами.

В 1911 году городские власти решили сделать широкий объезд - в стороне от ворот (чтобы узкая арка не создавала трудностей для увеличившихся потоков транспорта). А в 20-х годах ХХ века, когда на бывших вальных укреплениях создавался “зелёный пояс”, Росгартенским воротам нашлось “эстетическое” применение: повсеместно были установлены ажурные ограды, надо рвом с водой - построена изящная беседка, земляные укрепления сплошь засажены деревьями и кустарниками, сооружены лестницы и смотровые площадки... Бывшее фортификационное сооружение стало “приютом” для влюблённых, поэтов и меланхоликов, способных оценить его мрачноватую красоту.

При штурме Кёнигсберга в апреле 1945-го Росгартенские ворота оказались в зоне ожесточённых боёв, но пострадали мало. Потом почти сорок лет они не использовались - и только в начале 80-х их отреставрировали и приспособили под специализированный рыбный ресторан “Солнечный камень”.

Железнодорожные и Аусфальские

От Аусфальских ворот, построенных в середине XIX века и представляющих собой длинный и узкий туннель через вал, нам остался редюит на пересечении ул. Горной и Гвардейского проспекта. Собственно, своё значение эти ворота утратили в 20‑30‑х годах ХХ века: тогда улично-дорожная сеть прошла выше них. И они стали “воротами в никуда”.

В 1995 году на крыше блокгауза Аусфальских ворот была построена небольшая православная часовня Св. Георгия Победоносца.

Железнодорожные ворота расположены с другой стороны памятника 1200 гвардейцам: их сохранившаяся часть используется в качестве обычного автодорожного моста. И только амбразуры на внешней стороне экс-ворот напоминают об их былом предназначении.

Кстати, когда-то Железнодорожные ворота были “хитом сезона”: при их строительстве впервые был применён такой элемент, как штраты в стенах арок - т.е. выемки, в которые можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья, на манер жалюзи, полностью закрывая арочный проём. Причём разобрать такое заграждение извне было невозможно. Хотя, конечно, в “сезон артиллерии” этот “хит” был уже неэффективен...

Бранденбургские

Бранденбургские ворота (ныне - пересечение ул. Железнодорожной и Багратиона, 137) были возведены в 1657 году. Через сто лет, по приказу прусского короля Фридриха II, деревянные ворота были разрушены - на их месте сооружается массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами. В 1860-м ворота подвергаются реконструкции. Стены оборонительного сооружения украсили скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (военного министра) и генерал-лейтенанта фон Астера.

Своим названием ворота обязаны дороге на Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Через них проезжал курфюрст Фридрих III на встречу с Великим Посольством Петра I. А спустя четыре года он же въезжал через эти ворота в Кёнигсберг на коронацию, после коей стал первым прусским королём Фридрихом I.

В честь этого события он учредил орден Чёрного орла, самый почётный в Пруссии. Позднее им были награждены и некоторые русские офицеры, отличившиеся в совместных сражениях русской и прусской армий в войнах против Наполеона, в том числе - М. Кутузов и П. Багратион. Так что название калинин­градской улицы, которая заканчивается Бранденбургскими воротами, в каком-то смысле не случайно. Но едва ли об этом догадывались те, кто нарекал её именем Багратиона!

А Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся в городе - до сих пор выполняют свою транспортную функцию.

Фридрихсбургские

От Фридрихсбургских ворот (ул. Портовая, 39) сохранился только въезд в бывшую Фридрихсбургскую цитадель: арочный проём, обрамляющие его три круглые массивные башни и готиче­ская надпись на фасаде “Friedrichsburg”. А когда-то эта цитадель была мощной и имела форму квадрата, по углам которого размещались внушительные бастионы с ювелирно-романтическими названиями: Изумруд, Рубин, Алмаз и Жемчуг. Известно, что в 1697 году крепость Фридрихсбург посетил царь Пётр I, которому она так понравилась, что, вернувшись домой, он приказал построить по здешнему образцу и подобию целый ряд фортов.

Фридрихсбургские ворота, 1972 год

В 1910 году Фридрихсбургские ворота были выкуплены у военного ведомства городскими властями и перестали существовать как крупный военный объект. А вот уничтожать их не стали.

Кстати, ключи от Фридрихсбургских ворот хранятся в музее Казанского собора в Санкт-Петербурге - как свидетельство того, что русские войска в 1758 году овладели Кёни­г­сбергом.

Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками воротам изрядно досталось. Однако подкосило их всё же не это, а долгое наплевательское отношение. Сейчас они объявлены памятником градостроительства и архитектуры, но... состояние их весьма и весьма плачевно. И даже тень Петра I не спасает.

Закхаймские

От Закхаймских ворот тоже, в принципе, осталось немного. Они находятся на пересечении Литовского вала с Московским проспектом. Когда-то их отличительной особенностью было богато орнаментированный, украшенный крестоцветом въездной портал.

Закхаймские ворота, 1938 год

С внешней стороны под сводом ворот имелось изображение чёрного орла - символ упоминавшегося ранее ордена. Кроме того, ворота были украшены горельефами прусских военачальников фон Йоркаи фон Бюлова.

Ничего до наших дней не сохранилось.

Внутренний проезд с арками сейчас заложен кирпичом, стены покрашены в тёмно-красный цвет... Вид всё это сооружение имеет довольно печальный. А перспективы его - ещё печальней (район активно застраивается).

Фридландские

В 1857-1862 годах на Фридлендер Торплатц (ныне пересечение проспекта Калинина и ул. Дзержинского) были построены Фридландские ворота. Своё название они получили в честь Фридланда (Правдинска) - туда через них проходила дорога. Они завершали реализацию общего проекта второго оборонительного пояса укреплений Кёнигсберга - в сущности, освящение Фридландских ворот стало финалом этой огромной работы.

Точней, ворота были реконструированы. Построили их ещё в 1657 году, когда Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши. Но и в своём первоначальном виде они проявили себя достойно, особенно во времена войны с Наполеоном. Известно, что после сражения под Прейсиш-Эйлау (Багратионовском) Кёнигсберг оборонял гарнизон генерала Лестока. Которому удалось оттянуть на себя значительные силы французской армии.

Сульт (Nikola Soult) и Мюрат (маршалы Наполеона) атаковали по двум направлениям - через Бранденбургские и Фридландские ворота, но защитники Кёнигбсегра выстояли. На двое суток они отвлекли французов от русских войск, отступавших в Тильзит. После чего Лесток получил указание выступить из Кёнигсберга на соединение с главнокомандующим русской армией Беннигсеном.

Лесток выполнил эту команду и прибыл в Тильзит. Русская армия переправилась через Неман по единственному мосту - за десять часов и без потерь. А французские войска входили в это время в столицу Восточной Пруссии (“ключи от города” Наполеону так и не принесли).

Великий магистр и комтур крепости

После реконструкции Фридландские ворота стали ещё внушительнее: с большим числом казематов, двойной кордегардией, имевшей противоштурмовое устройство, с трёхметровыми металлическими решётками, закрывающими выход к заполненному водой рву... Всё долговечно, массивно, добротно. И - красиво. Без излишеств. Сурово и гармонично.

Фридландские ворота, 1952 год

Фридландские ворота были единственными - украшенными статуями руководителей орденского государства. Со стороны центра города на воротах была установлена фигура Ф. фон Цоллерна (в начале XV века бывшего комтуром крепости Бальга), а с внешней - скульптура Великого магистра Зигфрида фон Фойхт­вангена, с моделью орденского замка Мариенбург в руках.

(Именно он, Фойхтванген, перенёс резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург, нынешний Мальборк, и именно ему Польша обязана существованием великолепного замка.)

После штурма Кёнигсберга Фридландские ворота были повреждены. Но “добивали” их позже, разместив во внутренних помещениях ворот всевозможные склады. И только когда в середине 90-х ХХ века в воротах разместился частный историко-культурный центр, которым руководил ныне покойный А. Новик, ситуация стала понемногу меняться.

Голова Зигфрида

Сейчас здесь располагается муниципальный музей “Фридландские ворота”. Помещения потихоньку реставрируются. Появилась даже утраченная голова у Зигфрида фон Фойхт­вангена! А в музее проводится очень любопытная экскурсия: в помещении, которое раньше было проездом, стулья ставятся прямо на фрагмент булыжной мостовой, гаснет свет, зажигаются (попеременно)фонари типа уличных газовых, а на экране “оживают” виды старого города и чёрно-белые кадры кинохроники, высвечиваются таблички с названиями улиц, звучит немецкая речь, звенят трамваи...

В нишах Королевских ворот установлены барельефы короля Чехии Оттокара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель – Замланда и Натангии

Впечатляет, знаете ли.

“Погружение в среду” происходит весьма интенсивно. Так ворота становятся тем, чем они, в сущности, и являются сегодня: своеобразным порталом между двумя мирами. Только всё чаще эти миры - не “Калининград” и “Кёнигсберг” как таковые, а “явь” и “сон”.

Реальность - зыбкое воспоминание о том, чего мы никогда не видели, но не­объяс­нимо любимо. А ключи от всех этих “ворот” - давно уже наши. Мы их нашли - как сумели. Ну а кто не нашёл... тому, значит, город не “сдался”. И не “открылся”. Кёнигсберг выбирает, кому открыться. И странно было бы не признать за ним этого права.

Ну а “прогулки” наши - продолжаются.

Д. Якшина


   

Категория: ВИЭ | Добавил: demidenkoes (12-Май-2014)
Просмотров: 535 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]