Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

В последний путь

В последний путь
28 февраля – день памяти погибших членов экипажа траулера «Тукан». 
В то трагическое утро мы шли с промысла домой на СРТР-9091. Моя старпомовская вахта закончилась в 08.00. С большим трудом при штормовом ветре от SW мы продвигались по проливу Скагеррак... 
После завтрака попробовал немного отдохнуть, но почти тут же был вызван капитаном на мостик. Получил приказание подготовить судно и экипаж к возможному спасению людей. В районе мыса Скаген затонул РТМ «Тукан». Других данных не было. 
Поиском людей занимались плавбаза «Вилис Лацис» и спасательная служба Дании. К моменту нашего прихода волнение стихло. Нам было тоже поручено вести поисковые работы в районе гибели «Тукана». Когда стемнело, поиск прекратили и пошли в датский порт Фредериксхавн, на восточной оконечности мыса Скаген. Прибыли поздно ночью. А утром должны были забрать тела погибших моряков к себе на борт. 
Несмотря на усталость команды (штормовая погода, почти сутки без сна и переживания по поводу трагедии), после швартовки устроили собрание, объяснили ситуацию. Наутро все каюты, помещения и палуба должны быть в образцовом порядке. Всем побриться и быть в чистом, как принято на российском флоте. Завтра траурный день, и его придётся всем провести на палубе. Каждому изготовили траурные ленточки… 
Утром капитан убыл вместе с представителем нашего консульства. Я продолжал готовить судно и экипаж. Вскоре причал стал наполняться народом. 
Высота нашего борта была чуть выше причала. Хотя у трапа и стоял вахтенный матрос с траурной повязкой, по трапу мало кто поднимался. То ли по незнанию морских законов, то ли по своей простоте большинство перебиралось на судно через борт. Осматривали полубак, все закоулки на палубе, поднимались на верхний мостик, фотографировали. А корреспондент одной газеты без разрешения проник в коридор жилых помещений, на своём пути всё фотографируя и что-то наговаривая на невидимый микрофон. В салоне спешно сделал фото стенгазеты, подшивок газет, которые лежали на столах. Но когда мне радист сообщил, что он уже в штурманской рубке и фотографирует карту, лежащую на столе, я уже не мог стерпеть. Выпроваживать его с судна пришлось долго и настойчиво. Он всё пытался узнать координаты гибели судна. 
Вскоре появился представитель нашего консульства и сообщил, что траурная процессия приближается к порту. Будет 47 гробов, один из них пустой – для тела, которое находится на плавбазе «Вилис Лацис». На причале выстроился оркестр в парадной униформе. Территория вдоль борта судна была оцеплена людьми в такой же униформе. А когда зазвучала траурная мелодия, мы увидели приближающийся по причалу катафалк, на котором стояли два гроба. Гробы были тяжёлые, высокие и покрыты беломраморной краской. 
К каждому гробу придавался лавровый венок, прозрачный пластиковый пакет с личными вещами погибших и букетик тюльпанов. Всё это нам нужно было быстро принимать с причала, раскладывать и распределять у себя на палубе. 
Катафалки прибывали быстро, с малым интервалом. Скоро мы поняли, что не успеваем принимать. Палубное пространство быстро заставляется, уже не остаётся проходов.  Изменить темп погрузки мы не могли. Нужен был выход из положения. 
Открыли горловины рыбных трюмов и часть гробов разместили в них. Под полубаком у нас был сетевой трюм. Однако горловина трюма была очень малой и находилась на палубе бака за брашпилем. А боковой выгрузочный лаз на палубу не подходил по высоте. Но… если снять крышку гроба, то тогда он туда войдёт. 
Со стороны причала завешиваем брезентом вход в лаз, чтобы посторонний глаз не видел наших действий. Подносим гроб к лазу, быстро снимаем крышку, гроб передаём ребятам в сетевом трюме. А они там так же быстро устанавливают крышку на место.  Может, кто-то назовёт эти наши действия кощунством. Однако другого варианта, чтобы не прерывать траурную церемонию, у нас не было. 
Когда все 47 гробов были размещены на борту, мы оформили портовые формальности и покинули порт. Вышли в район встречи с плавбазой «Вилис Лацис». Под покровом ночи мы перегрузили на борт плавбазы тела погибших. А днём следовали по фарватеру пролива Каттегат. Владельцы встречавшихся рыбацких катеров приспускали флаги и стояли, держа головные уборы в руках. Из СМИ они знали о том, что наше судно забирало тела. И думали, что именно мы везём их в родной порт.
Отдавая последние почести, датские рыбаки прощались с советскими коллегами по профессии. Тяжёлая морская жизнь для всех одинакова. Они прекрасно знали это…

Вячеслав СИМОНОВ 
Калининградская прада 28.02.2013

Концы в воду?

Несмотря на обещания поднять затонувшее судно, оно так и осталось на дне. 
Рыболовный морозильный траулер «Тукан» покинул Калининград 25 февраля 1967 года, отправившись на полгода в район Патагонии. Но, попав в сильный шторм, 28 февраля он затонул в проливе Скагеррак. Спасти удалось 22 человека. Погибло 57, тела десяти из них не нашли. 

По официальной версии, причина гибели траулера – неплотно закрытые люки в корме. Кроме того, затоплению способствовал ряд конструктивных недостатков судна. 
«Тукан» затонул на глубине всего 37 метров. После трагедии советские власти заявили, что он будет поднят. Соответствующие работы велись. Тем не менее он так и остался на дне. Почему? В Калининграде этот вопрос замалчивали или выдвигали туманные версии. Вроде той, что на судне был некий секретный груз для Кубы. Прежде чем отправиться на промысел, оно должно было зайти в Гавану. 

А год назад, к 45-летию со дня трагедии, в одном из центральных СМИ появилась статья о том, почему же не подняли «Тукан». Со ссылкой на материалы из архива ЦК КПСС там говорилось, что просто всё было из рук вон плохо организовано. Да ещё, похоже, процесс затягивали. Ведь за работу у берегов Дании нашим морякам и специалистам доплачивали валютой… 
Потратив за полгода два миллиона рублей, максимум чего добились – дважды приподняли корму судна. После чего в обоих случаях уронили на грунт, добавив судну повреждений. Тем не менее в 1968 году предлагалось продолжить, израсходовав ещё пару миллионов. Причём без гарантии подъёма. Если же поднять всё-таки удалось бы, то потом надо было вложить ещё 1,3 миллиона в ремонт траулера. 

Между тем стоимость судна на тот момент оценивалась в 1,4 миллиона. Вот якобы ввиду нерентабельности проекта «наверху» и было решено не продолжать работы по подъёму… 
Итак, обыкновенная бесхозяйственность? Или всё же это было прикрытием для истинных работ – по подъёму «секретного груза»? 

Возможно, среди читающих эти строки есть участники работ по подъёму «Тукана». Если у вас есть желание рассказать о тех событиях, пожалуйста, позвоните по телефону 21-89-16 или напишите на электронный адрес vvr1710@yandex.ru.

Влад РЖЕВСКИЙ
Калининградская прада 28.02.2013

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (05-Август-2013)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]