Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Калининград; Южный вокзал
Vokzal23.jpg
Станция Калининград-Пассажирская (Южный вокзал)
Дата открытия:

1929, 1949

Прежние названия:

Königsberg Hauptbahnhof

Количество платформ:

6

Количество путей:

11

Выход к:

Площадь Калинина

Код станции:

100016

Калинингра́д-Пассажи́рская (Южный вокзал) — железнодорожная станция в Калининграде, главный вокзал города. Вокзал обслуживает пассажирские поезда ближнего и дальнего следования. К перрону № 6 вокзала подходит железнодорожный путь с европейской шириной колеи, куда прибывают поезда из Польши и Германии.Вокзал расположен на площади Калинина. В непосредственной близости с Южным вокзалом расположен автовокзал.

Архитектура

Здание вокзала построено из кирпича с использованием железобетонных конструкционных элементов (железобетонные элементы не видны снаружи, здание облицовано глазурованным лицевым кирпичом). Перроны перекрыты дебаркадером длиной 178 метров и шириной 120 метров. Из здания вокзала к перронам ведут два подземных перехода. Надпись на крыше вокзала выполнена из стали с нитридтитановым покрытием производственным предприятием "Светлый дом".

История

К концу XIX века Кёнигсберг стал важным узлом железнодорожной сети. Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях — в центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику. Однако главного вокзала, где сходились бы железные дороги разных направлений, в городе не было. Железные дороги разных направлений обслуживались отдельными небольшими вокзалами.

Идея о строительстве центрального вокзала появилась ещё в 1896 году, но конкретный план был готов только к 1914 году. Однако его осуществлению помешала начавшаяся в том году Первая мировая война.

Строительство главного вокзала началось только в 1920 году, а его торжественное открытие состоялось 19 сентября 1929 года.

Вокзал продолжал нормально функционировать до 21 января 1945 года. В ходе боёв за город станция значительно пострадала, поэтому после окончаниявойны вокзал не действовал, а роль главной пассажирской станции временно выполняла сортировочная станция. Повторное открытие главного вокзала состоялось только в 1949 году.

Первая крупная реконструкция вокзала состоялась только в 2003 году. Были реконструированы внутренние помещения (кассы, зал ожидания, кафе). Фойе вокзала было украшено новыми люстрами и фонтаном, были облагорожены подземные переходы, ведущие к перронам. На фасаде и в фойе вокзала были установлены точные часы.

В то же время общий архитектурный облик вокзала остался неизменным.

Дальнее сообщение

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
29 Москва—Калининград 30 Калининград—Москва
79 Санкт-Петербург—Калининград 80 Калининград—Санкт-Петербург
147 Москва—Калининград 148 Калининград—Москва
359 Адлер-Калининград 360 Калининград—Адлер
425 Челябинск—Калининград 426 Калининград—Челябинск

 

 

 

 

 

 

«Другого такого нет в России»

В сентябре Южный вокзал Калининграда отмечает день рождения.

Людей встречают по одежке, а города по вокзалам. Калининграду в этом смысле повезло. Южный вокзал - «одежка» хоть куда. Первое впечатление о городе создает хорошее. Потом  в процессе близкого знакомства мнение о нем у приезжих может измениться, но в любом случае наш главный вокзал они запоминают надолго.? Кстати до 45-го года Южный вокзал так и назывался - Главный. Он был построен в 1929 году для того, чтобы связать идущие в разных направлениях железнодорожные пути. Уже к началу XIX века вся Восточная Пруссия была окутана густой сетью железных дорог, а вокзала, где бы они все сходились, долгое время не  существовало.

Идея  построить такой  родилась ещё в 1896 году, но конкретный план был готов только к 1914-му. Однако его осуществлению помешала начавшаяся  Первая мировая война. 

Активное строительство началось только в 1920 году и длилось долгих восемь лет - много времени заняли подготовительные работы: железнодорожные пути нужно было поднять над уровнем городских улиц (чтобы не мешали движению), для чего была сделана пятиметровая насыпь. Помимо нее был построен железнодорожный мост через улицу Диршауэрштрассе (ныне - Киевская). 

Во время войны вокзал сильно пострадал. Однако его довольно быстро восстановили. Открытие состоялось 5 ноября 1949 года. Внешне бывший Главный почти не изменился. Единственное - с фронтона куда-то делся барельеф Германа Брахерта «Хронос, управляющий мчащимися конями», который, вероятно, символизировал несущиеся в разных направлениях поезда. Говорят, бомбардировку и штурм он пережил без особых потерь, долгое время оставался на своем месте, однако потом куда-то исчез. Кто знает, может, лежит сейчас у кого-нибудь на даче…

 В советские годы Южный вокзал иногда становился съемочной площадкой. Пожалуй, самый известный фильм с его участием - шпионская драма «Щит и меч». Примечательно, что с этой картины фактически началась кинематографическая карьера Олега Янковского, сыгравшего роль эсэсовца Генриха Шварцкопфа. 

…Несколько лет назад вокзал был капитально отремонтирован. В центральном зале появились золоченые люстры и мраморные фонтаны. Надо сказать, новшества пришлись по вкусу далеко не всем. Многие пришли к выводу, что вся эта роскошь - ни к селу, ни к городу. Однако в целом вокзал продолжил оказывать на приезжих сильное впечатление.? «Не обратить на него внимание невозможно, - пишет в одной из своих работ известный питерский искусствовед Иван Чечот. - Большой, темный, гулкий. Другого такого нет в России. Если где и сохранился немецкий дух в Калининграде, то уж точно на вокзале. Конечно, замечает это не каждый, но кто заметит, не сможет не оценить и, возможно, зайдет на вокзал специально во время прогулок по городу, чтобы понаблюдать, почувствовать атмосферу. Вот громадные низко сидящие стальные дебаркадеры, мощные опоры и рядом сохранившиеся с довоенных времен стойки для указателей у спусков в подземный переход. В них стиль и дух первых десятилетий ХХ века с их патетическим ощущением техники. Вокзал начали строить в начале Первой мировой войны. Подземные переходы - высокие, гулкие тоннели, производят впечатление величиной и пропорциями. До недавнего времени они сохраняли старую плитку. Один из входов в тоннель, в виде отдельного павильона с лежачими зарешеченными окошками, сохранился (слева от главного входа, в глубине). Выход в главный зал - торжественный и неожиданный. Строгий, с высокими узкими окнами и кассетированным потолком зал украшают современные самоварного золота люстры, очень напоминающие церковные паникадила. Да, это они и есть - работа фабрики церковной утвари в Софрино под Москвой. Этот патриотический акцент, появившийся недавно, почти заслоняет строгую деловую выразительность зала, торцовая сторона которого открывается в сторону площади строем узких готических проемов. Слева зал расширяется и уходит в глубину. Там есть удачно отремонтированные более низкие помещения кассовых залов с верхним светом. Сохранились круглые стойки у касс. Пространство делится столбами. Это простая, логичная архитектура из бетона приносит настоящее удовлетворение».

Весной прошлого года в СМИ появилась информация о том, что Южный вокзал ожидает новая реконструкция. В частности, сообщалось, что займется этим компания NAI Becar Projekts. На ее сайте мы можем прочитать , что «в рамках реконструкции будут решены задачи по созданию комфортной среды для пассажиров и персонала, обеспечению безбарьерного доступа на все уровни вокзала маломобильных групп населения, выделению дополнительных коммерческих площадей, повышению уровня безопасности, сокращению эксплуатационных расходов и оптимизации разделения потоков». 

Также сообщается, что обновление вокзала планируется провести в три этапа. Первая очередь предполагает реконструкцию тоннелей, платформ и несущих конструкций дебаркадера, вторая включает работы по реконструкции здания вокзала, инженерных сетей, устройства навесов и открытой автостоянки, в рамках третьей очереди рассматривается строительство паркинга и гостиницы.?При всем этом руководство компании отдает себе отчет в том, что реконструировать придется не обычный объект, а исторический. 

«Вокзал является памятником архитектуры, в связи с этим основной сложностью данного проекта является проведение реконструкции с учетом охранного статуса, - отмечает управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев. - Инженерные сети вокзала, находящиеся в изношенном состоянии, также требуют незамедлительного ремонта. При этом все работы должны быть проведены в условиях действующего вокзала, без остановки движения поездов и обслуживания пассажиров». 

Пока не очень понятно, когда реконструкция начнется и когда закончится. Но хочется верить, что после очередного апгрейда наш старый добрый Южный не потеряет той особой ауры, о которой писал Чечот.

Кстати
Для украшения зданий Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии Герман Брахерт создал более двадцати работ — скульптур, рельефов, барельефов. Но большинство из них, как и «Хронос, управляющий мчащимися конями», были либо уничтожены , либо утеряны. Пожалуй, самое известное из сохранившихся в Калининграде произведений - это “Рабочий с шестеренкой” на Доме техники (ныне - «Эпицентр»). Горельеф был установлен все в том же 1929 году. Фигура человека, держащего в одной руке шестеренку, а в другой книгу, наглядно выражала смысл и цели сооружения Дома техники на территории Восточнопрусской ярмарки.

Калининградская правда
Андрей ШУБИН 20.09.2013

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (02-Август-2013)
Просмотров: 1609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]