Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Реквием рыболовным судам

По ком звонит колокол 08.07.2014

По ком звонит колокол

Винер ОПЕКУНОВ,
капитан дальнего плавания

Необычная Книга памяти издана в Калининграде накануне Дня рыбака. «Реквием рыболовным судам Калининградского рай-она». Так авторы назвали этот своего рода мартиролог, увидевший свет в издательстве Балтийской государственной академии. И для России эта книга – уникальна, аналогов в других регионах нашей страны пока нет.

Если мы окинем беглым взглядом крупномасштабную карту Мирового океана, то в любом районе интенсивного судоходства и рыболовства увидим множество условных знаков, обозначающих затонувшие корабли.
 

Мореплавание всегда считалось опасным занятием. Первые утлые судёнышки остались в далёком прошлом. Но и до сих пор, несмотря на огромный технический прогресс, в мире ежегодно погибает порядка двухсот судов.

Увы, немало трагических страниц есть и в летописи нашего рыбацкого края…

Девятый вал
и человеческий фактор

 

По ком звонит колокол.jpgПочему погибают корабли? Причин много. Тем не менее при таком вопросе наверняка у большинства из нас перед глазами сразу встаёт картина: бурное море, и девятый вал вот-вот поглотит несчастное судно…

Да, иногда разыгрывается такой шторм, что перед ним оказывается бессилен даже лучший экипаж. И всё же чаще к кораблекрушению приводит пресловутый человеческий фактор. Причём это совсем не обязательно означает, что моряк недостаточно профессионален. Не готов к тому же шторму, не знает, как действовать. Нет, он может, например, быть «всего лишь» измотан до предела. И в критической ситуации у него просто уже не та реакция, он неадекватно оценивает степень опасности, риски…
 

Целый ряд факторов, отрицательно влияющих на человеческий организм, приводит к увеличению несчастных случаев в море и аварийности судов, вплоть до кораблекрушений.

И новая книга – это в том числе попытка обратить внимание на условия работы в рейсах.
 

Легко ли быть моряком

Настоящий рыбак-промысловик никогда не жалеет о выборе профессии. Это больше, чем работа. Это призвание, судьба.
 

Однако у этой прекрасной, овеянной романтикой профессии есть, к сожалению, и, скажем так, издержки.

Работа промысловика тяжела уже сама по себе, далеко не каждый её потянет. А сколько ведь ещё имеется «отягчающих обстоятельств»…
 

Итак, человек подолгу оторван от родной ему земли, от близких. Уже несладко. При этом жить и работать приходится в замкнутом и не очень-то комфортном пространстве.

Даже если море спокойно, на судне почти всегда есть качка. Редкий новичок избегает морской болезни. А порой она всю жизнь преследует моряка.
 

Когда судно на ходу, ощущается вибрация корпуса. Кроме того, вокруг многочисленные шумы от работающих двигателей, вентиляции, насосов. Ещё есть такие неблагоприятные факторы, как электромагнитные поля, статическое электричество, высокочастотное излучение. Недаром, когда на борт приносят кошку, она стремится сбежать на сушу. Если же её берут в рейс, животное мучается, живя в медном ошейнике.

А есть такие суда, на которых не могут жить крысы…
 

В длительных рейсах приходится пользоваться старыми запасами воды или опреснённой минерализованной – вкус и качество её оставляют желать лучшего. В пищу используется мороженая, консервированная, солёная, копчёная продукция. Свежие овощи и фрукты бывают редко, что тоже не лучшим образом сказывается на здоровье людей.

Не стоит забывать и о быстром изменении климатических зон при плавании или перелёте. К примеру, экипаж вылетает из Москвы зимой, где минус тридцать. А прилетает в порт Луанду, где стоит судно и где плюс тридцать. Не каждое сердце выдержит такую нагрузку от перепадов температуры в течение всего одних суток.
Смена часовых поясов при переходах также вносит дискомфорт.

 

На промысловых судах применяется, как правило, дву-сменный график. Чаще всего по схеме: восемь (а то и двенадцать) часов работы – восемь (двенадцать) часов отдыха. Трудно придумать более жестокую пытку для людей. В течение рейса приходится спать поочерёдно то днём, то ночью. Наш организм не способен столь быстро перестраиваться. Происходит постоянная ломка, что впоследствии обязательно скажется.

Работа превыше всего…
 

В советские времена по согласованию с профсоюзами был установлен максимальный срок непрерывного пребывания экипажа в море. Для малых судов он составлял 135 суток. Для крупнотоннажных – 178 суток.

Сегодня это правило забыто. В наши дни судовладельцы, чтобы сократить расходы на переходы судна или перелёты экипажа, стараются заключать контракты с моряками на более длительные сроки. Такой режим работы без выходных и праздничных дней, конечно, не способствует укреплению здоровья.
 

Значительная переработка, ежедневное переутомление, психологические перегрузки, спартанские бытовые условия, тоска по земле и близким… Всё это делает рыбаков неуравновешенными, зачастую с непредсказуемым поведением. Под конец рейса они сильно устают, теряют в работе бдительность, становятся ко всему безразличными. В такие периоды и происходит много несчастных случаев.

Так было – так стало
 

После рейса рыбаки нуждаются в реабилитации. В советские годы в нашем регионе для этого были построены санаторий-профилакторий, базы отдыха и специальная больница для моряков. Выделялись путёвки на курорты.

Впрочем, иначе и быть не могло. Калининградскую область не просто так чаще называли не янтарным, а рыбацким краем. Рыбная отрасль у нас была в приоритете, благодаря помощи государства развивалась семимильными шагами. Строились новые суда, рыбоконсервные комбинаты, судоремонтные предприятия. Пик расцвета отрасли пришёлся на конец 70-х – начало 80-х. В Калининграде тогда числилось 640 рыбацких судов – причём в основном крупнотоннажного флота. Плавсостав насчитывал 30 тысяч человек, из которых 9500 приходилось на командный состав. Ежегодный вылов рыбы составлял около миллиона тонн. Калининградские суда постоянно работали в 17 районах и подрайонах Мирового океана…
 

В настоящее время многое из того, что было создано для рыбаков, утрачено. Пожалуй, самой громкой стала история расформирования «рыбацкой» медсанчасти № 1. Она была специализированной, и работавшие там врачи лучше, чем кто-либо, знали, как лечить болезни именно моряков. Но лечебное учреждение закрыли. А пациентов раскидали по другим больницам, где они потеряли льготный статус.

При этом для них так и не было установлено официально ни одного профзаболевания. Потому они не могут доказать, что потеря здоровья и трудоспособности – следствие особенностей тяжёлой работы в море.
 

Эта специфика не учитывается и при выходе рыбаков на заслуженный отдых. До сих пор Ассоциация морских капитанов Калининграда безуспешно добивается увеличения пенсий за вредность профессии.

Никто не забыт?
 

С развалом СССР рыболовный флот стал быстро сдавать позиции. Помимо прочего в ту пору были утрачены и многие отраслевые архивы. В результате не было даже достоверно известно, сколько у нас погибло судов и членов их экипажей. Так, в рыбацком сборнике «На гребне волны» издания 2009 года указано, что к тому времени числились погибшими 16 судов и 132 члена экипажей.

При работе над «Реквиемом…» удалось установить, что на самом деле в период с 1949-го по 2007 год погибло 39 судов, унеся жизни 206 человек.
 

Один из авторов новой книги, капитан дальнего плавания, почётный работник рыбного хозяйства РФ Юрий Смирнов долго и кропотливо разыскивал чудом уцелевшие архивные документы. Затем проводил систематизацию и анализ собранных материалов. Безусловно, подготовленный им раздел привлечёт особое внимание читателей. Отмечу, что здесь есть и сводные таблицы по классификации кораблекрушений. Подобных разработок нет ни в одном управлении рыбной промышленности нашей страны.

Также Юрий Михайлович использовал в работе воспоминания участников и очевидцев крупных аварий. В частности, публикации калининградского рыбака-ветерана, капитана дальнего плавания Льва Васильева.
 

Раздел «Анализ работы рыбохозяйственных организаций флота Калининградского района по вопросам безопасности мореплавания» подготовил Вячеслав Морозов – ещё один наш известный капитан дальнего плавания, почётный работник рыбного хозяйства РФ.

Вместо послесловия
 

Авторы новой книги постарались рассказать о работе моряков, ничего не придумывая, не усложняя и не преуменьшая. Все описанные события взяты из достоверных источников. А порой – и из сурового личного опыта.

Вместе с тем авторы – оптимисты. Они уверены, флаги наших рыболовных траулеров ещё будут опять развеваться по всему Мировому океану.
 

И, конечно, им очень хочется, чтобы скорбный перечень погибших калининградских судов больше никогда не пополнялся.

Газета " Калининрадская правда" 08.07.2014

Категория: ВИЭ | Добавил: cashtan (18-Август-2014)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]