Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Православная церковь в области

История епархии

Кафедральный собор Христа Спасителя

1. Период до 1945 года

Вопрос об истоках православия на территории Калининградской области и прилегающих к ней районах (в пределах довоенной Восточной Пруссии) может быть решен исключительно гипотетично. Косвенные свидетельства источников позволяют предположить, что уже в XI в. предпринимались единичные и малоудачные попытки христианизации прусских племен со стороны Руси. Тевтонское завоевание остановило этот процесс.

В последующие столетия Средневековья орденские земли и владения прусского герцога посещали многие православные люди. Кто-то из них задерживался здесь на сравнительно продолжительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет. Так, на службе у герцога Альбрехта недолго состоял Франциск Скорина (который по некоторым сведениям был православным, хотя это невозможно доказать), в польской части Восточной Пруссии содержались в плену экзарх Константинопольского патриарха архидиакон Никифор Кантакузен и тушинский (на тот момент) митрополит Филарет (Романов).

В середине XVII в. на территории герцогства Пруссия появилась первая православная община. Ее образовали бежавшие из западнорусских земель Речи Посполитой православные священники, монахи и миряне. Ко второй половине того же столетия относятся известия о деятельности в Кенигсберге и других населенных пунктах Восточной Пруссии еще нескольких православных общин. Православные верующие и духовенство получали от местных властей право на проведение церковных служб и справления обрядов. Сохранилось упоминание о наличии православной церкви в Кенигсберге в 1680-х гг.

XVII век примечателен для истории православия на территории Калининградской области и в обратном значении. Два выходца из Восточной Пруссии принадлежат к числу подвижников русского православия. Это Иннокентий Гизель и Адам Зерникав.

Иннокентий (Гизель)

Первый происходил из реформатской (кальвинистской) семьи. В молодости он переехал в западнорусские земли, перешел в православие и принял постриг. В 1643 г. Гизель стал игуменом Дятловицкого монастыря на Украине, а в 1646 г. ректором Киевской коллегии – первого высшего учебного заведения в истории России. Впоследствии Иннокентий Гизель стал настоятелем Киево-Печерской Лавры. Не менее примечательно его духовное наследие. Он входил в число крупнейших церковных писателей XVII в., был близок святителю Димитрию Ростовскому, являлся автором фактически первого пособия по русской истории «Синопсис», написал богословский трактат «Мир человека с Богом» и многие другие духовные труды.

Адам Зерникав, родившийся в Кенигсберге и окончивший Альбертину (Кенигсбержский университет), немногим позднее повторил путь Иннокентия Гизеля. К мысли о необходимости перехода в православную веру он пришел чисто богословским путем – изучая труды Отцов Церкви в библиотеках ведущих университетов Европы. В России, на Украине, он оказался в 1679 г. и в Чернигове принял православие. Об исхождении Святого Духа от одного только ОтцаПосле чего Адам Зерникав стал одним из советников гетмана Малороссии. Параллельно он писал богословские труды, главный из которых – «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца» оказал большое влияние на формирование отечественного богословия.

В 1720 – 1730 гг. в столице Восточной Пруссии появилась регулярная православная община во главе с Василием Квасовским – торговцем и владельцем типографии, издававшем книги на польском, русском и церковнославянском языках. В годы Семилетней войны (1755 – 1762) территория Восточной Пруссии входила в состав Российской империи: в 1758 году кенигсбергцы присягнули императрице Елизавете Петровне и до весны 1762-го, до заключения мира, Восточная Пруссия имела статус российского генерал-губернаторства. В это время действовало несколько православных храмов. Предназначались они не только для русских солдат и офицеров, но и для местных жителей, переходивших в новую веру. Правда, массовым обретение православия кенигсбержцами не стало.

Наиболее долговременная русская православная община Восточной Пруссии была образована в 1820 – 1830-х гг. старообрядцами-беспоповцами федосеевского согласия, которые активно преследовались на родине. Местом ее расположения стали земли населенные польскими протестантами (мазурами) на северо-востоке современной Польши (район Мазурского поозерья: Войново [Wojnowo] и другие, построенные русскими старообрядцами, селения в округе г. Пиш [Pisz]).

В этом же районе возникли и первые русские монастыри. С 1847 до середины 1880-х г. здесь действовала мужская обитель староверов-федосеевцев и маленький женский монастырь (в селе Пупы [Spychowo]). Наиболее известным их настоятелем был Петр Леднев (другое имя – Павел Прусский). В середине 1860-х гг. он перешел в единоверие и его примеру последовали несколько иноков. Другие насельники старообрядческого монастыря не поддержали своего духовного лидера, в итоге Павел Прусский был вынужден оставить родную обитель. С 1880-х гг. на месте Войновского монастыря возникла женская монашеская община старообрядцев поморского согласия. Кроме того, в середине XIX века был на территории Восточной Пруссии еще один женский старообрядческий монастырь – в Майдане [Majdany].

 

Николай Сергеевич АрсеньевПосле Русской революции, в начале 1920-х гг. на территории упоминавшихся районов Мазурского поозерья образовалась еще одна единоверческая община. Настоятелями здесь служили о. Диодор Колпинский, а затем – о. Александр Аваев. Последний окормлял небольшие группы православных в различных городах провинции. Одной из них была община РПЦ в Кенигсберге, состоявшая из нескольких десятков русских эмигрантов. Ее, за отсутствием постоянного священника, возглавлял видный деятель русской эмиграции – богослов, философ, преподаватель Кенигсбергского и Варшавского университетов Николай Сергеевич Арсеньев. И единоверческая и кенигсбергская общины вошли в юрисдикцию авторитетнейшего русского архиерея в эмиграции митрополита Евлогия (Георгиевского).

В годы Второй мировой войны численность православного населения Восточной Пруссии увеличилась – за счет остарбайтеров и военнопленных. Среди них находились и священники. На Мазурах по-прежнему действовала единоверческая община. До последнего момента она сохраняла каноническую верность митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Ее настоятель о. Александр Аваев в проповедях высказывался за победу России над Германией и чудом избежал ареста.

2. Период после 1945 года

По окончании войны история православия в пределах бывшей Восточной Пруссии стала развиваться совершенно по другому сценарию. 17 октября 1945 года следуя решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, Кенигсберг с прилегающими землями был включен в состав СССР. Южная часть Восточной Пруссии отошла к Польше.

В апреле 1946-го в составе РСФСР образовалась соответствующая область, а спустя три месяца ее главный город получил новое название – Калининград.

Приехав в 1945 г. на территорию бывшей Восточной Пруссии, первые переселенцы столкнулись с отсутствием православной церкви. Как известно, в Восточной Пруссии православие не входило в число ведущих религиозных течений. Согласно переписи 1925 г. состав населения Кенигсберга, самого крупного города Восточной Пруссии, по религиозному признаку был следующим: евангелисты составляли 89,3 %, католики – 4,7 %, православные – 0,3 %. Ни одного православного храма здесь не было. Службы проходили в приспособленных помещениях.

Массовое заселение области выходцами более чем из 20 областей России, из Белоруссии, Мордовской, Марийской, Татарской АССР, начавшееся с июля 1946 г., сопровождалось и распространением религиозных воззрений, выразившихся главным образом в желании верующих иметь свою православную церковь.

Ровно сорок лет потребовалось жителям Калининградской области доказывать местной власти необходимость официального признания православной общины и открытия православного храма.

В Государственном архиве Калининградской области хранятся документальные материалы, которые позволяют получить довольно полное представление о том сложном пути, который выпал на долю православных верующих в нашем регионе. Долгое время хранившиеся под грифом “секретно”, эти документы после рассекречивания все чаще привлекают внимание исследователей.

Уже в 1947 г. началась борьба православных верующих за открытие церквей и регистрацию церковных общин (двадцаток). Лишь в центральные органы власти до 1956 г. они подали более полутора десятка ходатайств. Подобных прошений, адресованных местным властям, были многие десятки. Некоторые из них имели свыше 200 – 300 подписей.

Помощь калининградским православным пытались оказать Патриарх Алексий I (Симанский), архиепископ Виленский Корнилий (Попов) и, даже, председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Г.Г.Карпов. Итог был отрицательным. Отказали местные власти. Партийное руководство региона предпочитало сохранять атеистический статус молодой советской области.

Ответом на позицию властей стала подпольная церковная деятельность. В различных городах и селах региона совершались нелегальные богослужения. Их проводили заштатные священники, монахи и простые миряне. В районах приграничных Литовской ССР массовым явлением стали выездные службы духовенства Виленской епархии, из Белоруссии и из других мест. Отдельные калининградцы, имевшие особо крепкую веру, допускали антикоммунистические поступки – запрещали детям вступать в пионеры, не участвовали в колхозном строительстве.

В годы новой волны гонений на Церковь (конец 1950-х – первая половина 1960-х г.) масштабного разгрома православных общин в регионе не было. Они находились в подполье (в том числе существовала, по крайней мере, одна группа катакомбников), являлись малочисленными (от нескольких человек до двух – трех десятков), не отличались устойчивостью и стабильностью своего состава. Такие конфессиональные группы трудно было контролировать. Атеистическая пропаганда тоже не принесла православным верующим большого урона. Она ориентировалась преимущественно на «сектантов», либо на борьбу против абстрактных «религиозных предрассудков».

В 1967 г. под воздействием общесоюзных и внешнеполитических факторов в Калининградской области была зарегистрирована первая советская религиозная группа – община евангельских христиан-баптистов. В скором времени это конфессиональное объединение открыло в Калининграде молитвенный дом и до 1985 г. оставалось единственной легализованной религиозной группой в регионе.

Последний период в истории подпольной деятельности калининградских православных верующих наступил с конца 1978 г. В декабре этого года в регионе была воссоздана религиозно-политическая структура – уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР (СДР) по Калининградской области. Учрежденную должность занял Ю. Я. Махобайский.

В целом он занял позитивную позицию по вопросу легализации нелегальных православных общин. 25 февраля 1985 г. Калининградский горисполком городского Совета народных депутатов принял решение о регистрации православного общества в г. Калининграде, а 1 марта того же года оно было продублировано исполнительным комитетом Калининградского областного Совета народных депутатов. 23 апреля 1985 г. СДР утвердил эти решения. Православной общине г. Калининграда передали развалины бывшей немецкой кирхи Юдиттен (возведена в 1288 – 1298 гг.).

Колокольня кирхи была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Как заметил один из чиновников – активных атеистов, посетивший восстановление, «Прихожане 40 лет добивались регистрации прихода, а теперь 40 лет будут его восстанавливать»

Но что невозможно для человека, возможно для Бога. Несомненно, многие сомневались можно ли вообще тут что-то восстановить, но горячая вера, молитва и послушание победили все. Этот горячий дух веры, стремления к Богу отметил тогда еще архиепископ смоленский и вяземский Кирилл, посетивший 12 сентября 1985 г. Калининградскую область.Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам, однако религиозная жизнь бурно возрастала. Для регулярных служб появился домовой храм на улице Третьяковской, предоставленный прихожанкой Аллой Васильевной, и в нем 12 сентября состоялось первое Архиерейское богослужение. Архиепископу сослужили смоленские священники, хор. Настоятелем этого храма был назначен отец Софроний (Колосов). Число прихожан росло – скоро на службах заполнялся весь дом, окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе – общее число прихожан достигло 500 человек.

Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря 1986 г. состоялось освящение восстановленного храма и первая литургия. Храм был освящен архиепископом Кириллом (Гундяевым) во имя святителя Николая Чудотворца, как покровителя моряков. На богослужение собралось очень много людей, а сверху их освящал прожектор, показывая, что происходит на службе. Первый калининградский приход был включен в Смоленскую и Вяземскую епархию, возглавлял которую владыка Кирилл.

Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к соборной молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в областном городе Советске. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Они начинались с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания. Противодействие властей еще по инерции продолжалось, но оно не теперь не являлось помехой для православных.

В Калининграде им были переданы еще несколько кирх, в которых открылись Кафедральный Крестовоздвиженский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы – по одному на район города, а в 1988 году было образовано Калининградское благочиние во главе с игуменом Аркадием (Недосековым).

В этом же году в Калининграде были торжественно проведены мероприятия в честь 1000-летия Крещения Руси. К Православию впервые было приковано внимание общественности, люди увидели, что Церковь жива, живы традиции Руси. Это празднество положило начало регулярным фестивалям церковного пения, конференциям, семинарам и лекториям.

Одновременно стали возрождаться церковное пение и иконопись. Первым регентом хора стала Галина Афанасьевна Макеева (ныне игумения Анна, настоятельница епархиального женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная»). Церковь быстро вошла в культурную и духовную жизнь города Калининграда и области.

С 1989 г. епархия получила название Смоленской и Калининградской, а с 1991 г. она стала митрополией. Неизменный архиерей епархии – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (архиепископ Смоленский и Вяземский в 1984 – 1986 гг.; управляющий приходами в Калининградской области в 1986 – 1988 гг.; архиепископ Смоленский и Калининградский в 1988 – 1991 гг.; митрополит Смоленский и Калининградский в 1991 – 2009 гг.).

В начале девяностых годов было принято решение о возведении в центре Калининграда храма Христа Спасителя как символа торжества Православия на калининградской земле, связывающего Калининградскую область и Россию. Настоятелем строящегося храма был назначен игумен Меркурий (Иванов) (ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский). В 1992 г. начался сбор пожертвований, стали появляться архитектурные проекты. Были и сомнения, можно ли будет возвести храм на таком оживленном месте? Был проведен глубокий социологический опрос горожан, и 74% участников высказалась «за».

Во время Крестного хода в честь 10-летия Православия на Калининградской земле в 1995 году недалеко от места строительства был установлен закладной камень и поставлен семиметровый деревянный крест. 15 мая 1996 макет храма в присутствии мэра города, архитектора собора и митрополита Кирилла был представлен Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Его Святейшество благословил строительство, после чего была взята часть земли на месте строительства Храма Христа Спасителя в Москве.

23 июня 1996 г. митрополит Кирилл и Президент РФ Борис Ельцин совершили торжественную закладку Собора, в основание которого была положена капсула с землей из-под храма Христа Спасителя в Москве как символ преемства и неразрывной духовной связи Калининграда и остальной части России.

10 сентября 2006 г. во время своего визита в Калининградскую область Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения Кафедрального собора Христа Спасителя. Это событие поставило точку в окончательном утверждении Православия на калининградской земле.

31 марта 2009 г. решением Священного Синода из состава Смоленской и Калининградской епархии была выделена самостоятельная Калининградская епархия (журнал №22). Правящим архиереям вновь образованной епархии определено титуловаться Преосвященными Калининградскими и Балтийскими. Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженное Святейшим Патриархом Кириллом предложение оставить за ним временное управление Калининградской епархией вплоть до назначения правящего архиерея.

Викарные епископы Балтийские: Пантелеимон (Кутовой) - с 1993 по 2000 гг. (ныне митрополит Красноярский и Ачинский) и Серафим (Мелконян) — с 2001 г. по настоящее время.

http://kdeparh.ru

 

Категория: ВИЭ | Добавил: Степан (10-Сентябрь-2014)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]