Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Пиллау в XIХ веке.

ХIX век принес очень много изменений в жизни Пиллау.

В феврале 1809 года в городе было избрано 27 депутатов, которые образовали магистрат. Число жителей составляло в 1802 году – 2 300 человек. В 1816 году установлена башенка с часами на ратуше. В 1815 году открыта школа для девочек, в 1839 году начальная городская школа. В 1810 году город большим праздником отметил 300-летие образования пролива. 18 января 1825 года отмечалось 100-летие города. В 1822 году открылась навигационная школа. Две верфи занимались строительством и ремонтом парусных кораблей. В 1837 году отменено полностью ограничение на торговлю и сбор янтаря. Возникают виллы, рестораны на берегу моря.

В 1842 году построена роскошная вилла, где принимались первые туристы из Европы, среди них был известный поэт – Генрих фон Кляйст (1777-1851).  Он провел в Пиллау пять недель. Здесь лечил он свои больные нервы. Разумеется, его долгие годы не могли забыть в Пиллау, потому что он ни минуты не знал покоя, невозможно было его остановить его в фантастических разговорах. Из трех дней он примерно два проводил в постели, потому что по 5-6 раз в день купался в море.

Его женой была Адольфина Фогель. В 1810 году Клейст познакомился с болезненной, романтически настроенной Адольфиной. Восторженно он писал об ней: «Я нашел подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». Дело в том, что он хотел встретить девушку, которая согласилась бы умереть вместе с ним в один день, что не удивительно при его болезни. Еще ранее он предлагал умереть в один день с ним своей сестре Марии.

Ему недостаточно было любви, Клейст требовал отдать ему жизнь. Этот человек покончил с собой, застрелившись, предварительно застрелив Адольфину Фогель.

Но в первый  год знакомства он писал ей письма, называя «своею жизнью»: «Берлин. После дня Святого Михаила. 1810 .

 Мое сердечко, моя возлюбленная, моя голубка, моя жизнь, ясная и милая моя жизнь, свет мой души, мое все, мое имущество, мои замки, пашни, луга и виноградники, о, солнце моей жизни, луна и звезды, небо и земля, мое прошедшее и будущее, моя невеста, моя девочка, моя дорогая подруга, моя душа, кровь моего сердца, сердце мое, моя зеница, о, любимая, как мне еще тебя назвать… Мой ангел-хранитель, мой херувим и серафим, как я люблю тебя!» Лежа в постели в Пиллау, он читал «Гамлета» Шекспира. Здесь он мужественно закончил свой роман «Разорванный круг». В память о пребывании поэта в Пиллау  в районе Плантаже одна из улиц была названа его именем.

С 1840 года по 1883 год было проведено строительство Северного мола. Целью этого дорогостоящего предприятия было обуздание силы входящего и выходящего потока пролива, а также предотвращение размыва и обмеления пролива, заноса его песком. И успех не заставил себя ждать: глубина пролива увеличилась с 3 до 9 метров. Южный мол начал строиться еще в 1769 году. Строительство шло лишь в тихую погоду.

Продолжено оно было в 30-е годы ХIX века. Огромные валуны скреплялись железными якорями и составом из песка и цемента.

Длина Южного мола - 650 метров. Голова Южного мола представляла собой восьмиугольную башню и была зеленого цвета. Построена 3 сентября 1887 г.

Строительство Северного мола было идеей инспектора по строительству гаваней Фишера. В 1843 году при строительстве мола от удара волны погибло несколько человек. 30 июня 1883 года строительство мола закончено под руководством Альбрехта Шликмана. На молу был построен бруствер 1,5 метра высотой и 1,5 метра толщиной. В голове мола ширина его 12 метров. Здесь возвышалась башня круглой формы, 8,5 метров высотой и красного цвета. Огонь находился на уровне 11,2 метра над водой. В 1918 году цвет башни был бело-красный и зеленый. Ширина между двумя молами составляла 361,6 метров.

Революция 1848 года нашла в городе много приверженцев, был создан «Демократический конституционный клуб», а консервативные круги объеди- нились в «Прусский союз». Город испытывал экономические трудности. Дания препятствовала морской торговле, что вызывало безработицу. Некоторое оживление в торговле было лишь с Россией в 1853-1856 годах.

В 60-е годы совершенствуются дороги, соединяющие разные части города. В 1865 году Пиллау был связан с Кенигсбергом железной дорогой. Движение по ней имело колоссальное значение для города. Железнодорожная ветка проведена во внутреннюю гавань и в Камстигаль. Железная дорога была частной. Она принадлежала королю железной дороги Бетелю Генри Страссбургу и прусскому графу Лендорфу – Штайнорту. Длина железной дороги -  46,5 километров от Пиллау до Кенигсберга. Первый поезд с пассажирами из Кенигсберга отправился 11 сентября 1865 года и дошел он до Пиллау за 78 минут.

В 1909 году железная дорога была выкуплена государством. Первоначально в первое десятилетие в Пиллау ходили ежедневно три поезда. Летом 1911 года число их достигло 10 поездов в день. На косе также была проложена железная дорога до Кольберга (сейчас Крыница Морска).

В 1884 году была проложена железнодорожная ветвь от Фишхаузена (Приморска) до Пальмниккена (Янтарного). В 1885 году - до Кранца (Зеленоградска) и до Раушена (Светлогорска).

В 1890 году построена железная дорога от Пиллау до Гросс Хайдекруга (Взморье).

       Первый железнодорожный вокзал был деревянным, потом построен каменный. Рядом с железнодорожным вокзалом находился морской вокзал. Туристы, прибывшие на корабле, могли сесть в поезд, и наоборот, прибыв в Пиллау на поезде, пересаживались на корабль.

В период с 1853 года начали строиться рыбачья гавань, лоцманская, нефтяная. В 1889 году фирма «Шихау» построила учебные бассейны для миноносцев.

В 1885 году в Пиллау появился телеграф.

С 1813 года вплоть до 1945 года шла планомерная работа по озеленению города. Высаживались липы, березы, каштаны, фруктовые деревья. Прокладывались широкие прогулочные дорожки. Лесополоса протянулась до Нойхойзера (Мечникова), и места Плантаже были настоящим раем для молодежи.

В 1848 году издана первая газета «Огни Пиллау», которая выходила один раз в неделю до июля 1849 года. Ее издавал учитель А.И. Эрнет.

В 1868 году появилась газета «Пиллауские известия». Она также существовала недолго. В 1870 году начала издаваться газета «Пиллауский Меркурий»  Вначале она выходила один раз в неделю, а затем три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам.

В 1817 году капитан лоцманов Штенке основал типографию и издавал «Пиллауский корабельный лист». Типография  находилась вначале в здании маяка, затем - в доме рядом, по улице Лоцманов, 7. В 1843 году типография переходит в руки Эдуарда Швальдта. Благодаря этой типографии были собраны и изданы сведения обо всех Пиллауских и приходивших и выходивших из Пиллау кораблях: название судна, кто капитан, кому принадлежит судно, кто построил, его величина и другие данные.

В 1860 году установлены 12 керосиновых фонарей.

1869 году были проведены первые соревнования Кенигсбергского яхт-клуба «Рил» у Пиллау, которые потом с 1880 года стали проводиться постоянно летом и переросли со временем в кульминационное мероприятие «Неделя Пиллау».

Благодаря неустанному труду, жители города справлялись со стихией природы, создали крепость и гавань, морской канал и прекрасные здания. Начиная со второй половины ХIX века Пиллау получал самые большие доходы в Восточной Пруссии.

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Августа-2012)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]