Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Пиллау в ХХ Ввеке

С открытием 15 ноября 1901 года Кенигсбергского морского канала Пиллау попадает в затруднительное положение, потому что стали падать доходы города. Корабли прямым ходом шли в Кенигсберг, не останавливаясь в Пиллау, а значит, не получал город определенных сборов. Свернули свои работы государственные верфи, ремонтные мастерские.

Бургомистр Эндер выступил с предложением: новым источником дохода городу может стать туризм. Чтобы превратить город в морской курорт, необходимо было создать соответствующую инфраструктуру. Требовалось построить водопровод, канализацию, газопровод и электрические сети.

1 апреля 1902 года произошло объединение всех частей города, создана единая администрация. На почтовых отметках Новый Пиллау стали называть «Пиллау-1», а Старый Пиллау - «Пиллау-2». Число жителей тогда составило 10 000 человек.

В 1903 году построена телеграфная станция и установлена международная связь.

Началось активное строительство на части земли между крепостью и Старым Пиллау.

Сегодня мы любуемся зданиями музея Балтийского флота (ранее – здание суда), Балтийским матросским клубом (бывшая гимназия), Морским кафедральным морским собором (бывшая лютеранская церковь), Домом офицеров, зданиями штаба базы (прежде казармы и школы минеров).  Этот кусочек города прежние жители называли «Три четверти», потому что горожане выиграли по суду у военных властей три четверти претендуемой территории под строительство.

Городу нужен был кирпич, и между нынешней горой Прохладной и внутренней гаванью возник кирпичный завод мощностью – 1 миллион штук кирпича в год.

Размышляла администрация Пиллау и о развитии производства и создании новых рабочих мест. В 1904 году запущен в эксплуатацию газовый завод. Вначале он давал 60-70 тысяч кубических метров газа в год, но постепенно его мощность росла. К 1939 году она составила 1 миллион 750 тысяч кубических метров в год.

В районе нынешней улицы Головко была построена паровая мельница. Возникли мастерские по обработке янтаря. Туристам ведь нужны были сувениры.

В 1905 году на улицах Пиллау появляется первый грузовик. В этом же году возникает туристический центр «Дорожный союз Пиллау». Он издает «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллауский еженедельник». Это издание было широко известно в Европе.

Чтобы привлечь туристов, в Пиллау проводятся: Праздник пляжа, Праздник гавани, массовые спортивные соревнования и игры. В середине июля традиционно проходила парусная регата в рамках «Пиллауской недели».

В 1913 году в городе появилась значительная достопримечательность – памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму у маяка.

В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О.Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины.

Когда русские войска почти приблизились к Кенигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шел в сопровождении дирижабля.

Именем Пиллау назван был крейсер, который строился в России, потом в Данциге. В 1914 году он был спущен на воду.

1 марта 1915 года была введена карточная система на продукты питания. Буханка хлеба в Пиллау стоила 550 миллионов марок. Брюква стала основным продуктом в рационе жителей.

Население обязано было добровольно сдать государству предметы из цинка, меди, никеля и бронзы. Золото и серебро государство скупало у населения. Все эти акции шли под девизом: «Золото – для защиты, железо – для чести». 7 медных колоколов (3 реформисткой, 3 католической и 1 лютеранской церкви) общим весом 2 237 килограммов пожертвовал Пиллау для государства. Медные коньки на церквях и даже громоотводы были сданы государству, которое оценило пожертвования Пиллау, и в 1917 году вышла монета достоинством в 50 пфеннигов, на которой была надпись Пиллау и изображен герб города.

10 ноября 1918 года в городе произошла революция. Совет рабочих и солдат в Пиллау возглавил офицер-ополченец, писатель из Берлина Константин Якоб Давид. Совет просуществовал до 9 марта 1919 года.

После окончания войны решением Версальского договора Восточная Пруссия оказалась в анклавном положении. 11 июля 1920 года межсоюзнической комиссией был проведен опрос в двух округах Польши: Ольштынском и Квиндзинском. Жители их должны были ответить на вопрос: «Желаете ли вы принять решение в пользу Польши или Восточной Пруссии?». Голосование показало, что 84,3 процента населения двух округов желают жить в Восточной Пруссии. Десятки тысяч людей прибыли в Восточную Пруссию на различных судах через Пиллау. Значительно меньше, но были и люди, которые покинули Восточную Пруссию.

Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля… Под гарантии Рейха с января 1920 года была организована ежедневная морская связь между Пиллау и Свинемюнде. Несмотря на опасность этого пути, особенно в неблагоприятную погоду, президент Рейха Эберт воспользовался им в октябре 1920 года, чтобы попасть на ярмарку в Кенигсберг. Этим же путем прибыл и фельдмаршал фон Гинденбург в июне 1922 года. Его приветствовали сначала жители Пиллау, затем Фишхаузена, где он останавливался в замке Прейл (дворянское поместье).

По данным О. Шлихта осенью 1920 года через Пиллау было транспортировано 40 000 русских пленных.

Для осуществления морских перевозок была создана «Морская служба Восточной Пруссии». Она фрахтовала суда у Штеттина, Гамбурга, Бремена. Своих было два теплохода: «Пруссия» и «Ганзейский город Данциг», построенных в 1926 году. Был также турбоход «Таненберг», 1935 года постройки. В 1939 году был заложен турбоход «Мариенбург», но не был достроен. После войны, трофеем доставшись СССР, он получил название «Ленсовет» и совершал круизные рейсы по Черному морю.

Морской путь активно использовался туристами. За летний период «Морская служба» перевозила в среднем 10 000 туристов.

С 1933 года раз в неделю действовала линия Пиллау – Мемель, с 1935 года корабли пошли к Ревелю (Таллинну) и Хельсинки. Таким образом, «Морская служба Восточной Пруссии» связала анклав с миром. Идея ее создания принадлежала консулу Освальду Хаслингеру и руководству кенигсбергской судоходной и туристической фирмы Роберта Мейхофера и кампании Хапаг (Гамбург – Американ линия).

В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города.

В 1927 году было закончено строительство водопровода, которое осуществляла кенигсбергская фирма Виншильд и Лянгелотт.

Водонапорная башня, сохранившаяся до наших дней (расположена у «Газавтоматики»), построена архитектором Хансом Хоппом из Кенигсберга. Высота ее – 32 метра, емкость резервуара – 300 метров кубических.

В честь открытия в городе водопровода были заложены сад и фонтан в районе нынешней остановки «Пирс». Там сохранились очертания фонтана, в центре которого были две фигурки играющих детей скульптора Брахерта. В книге доктора Вебке приведено длинное стихотворение, которое было написано в юмористической форме в честь открытия водопровода и канализации 12 ноября 1927 года. Стихотворение было зачитано на праздновании события в ресторане «Плантаже»:

Хотя вокруг Пиллау так много воды,

Но наши хозяйки качали ее помпой.

Лучше всего бы, конечно, пить грог!

Кто женится, тот сразу покупает ведра,

Это в хозяйстве важнейший объект.

И семья может потерпеть крах,

Если ведра пусты.

И вот сбылась прекрасная мечта.

Это произошло, хотя и не верится!

(построчный перевод автора)

Что касается очистных сооружений, то они остались практически до сегодняшнего дня в том виде, как были построены в 1927 году. Когда строился аквапарк «Прибой», открывшийся в декабре 2008 года, у границы его территории обнаружился бетонный желоб, предназначение которого некоторые оценили как устройство для хранения заградительной сети, которая выставлялась в канале во время войны, чтобы вражеские подводные лодки не проникли в Пиллау. Но как вяснилось, предназначение этого желоба, сегодня заросшего кустарником, было совсем другое. Канализационные воды отстаивались в нем, и чистая вода затем спускалась в канал.

И еще несколько слов о простеньком очистном сооружении у Мечниково, где до сих пор в море сбрасываются канализационные воды. Прежние жители Пиллау с юмором называли местечко между стеллой и Мечниково вдоль шоссе «Небесным раем» с древнейших времен. Это связано с тем, что до строительства водопровода и канализации, туалетов в домах не было, не строили их и возле домов, а ночные горшки по утрам ставили на повозку, которую ассинизатор вывозил именно в Небесный рай. Когда начинал дуть северо-западный ветер, жители  старадали от «ароматов», приносимых ветром, и спасались остроумием.

В 30-е годы XX века началось жилищное строительство и строительство гостиниц, пансионатов, маленьких кафе, гостевых домов. Асфальтировались дороги, деревянные мосты менялись на железобетонные.

Вступает в строй судоремонтный завод, открывается несколько рыбоконсервных фабрик и рыбокоптилен.

Прием туристов требовал хорошей организации транспортного сообщения. Фирма «Бюссинг» наладила автобусное сообщение с Кенигсбергом и по городу.

Поезд совершал в Кенигсберг и обратно 11 рейсов в день.

В сентябре 1934 года начались работы по строительству аэродрома (в районе нынешней гавани). Болотистая местность осушалась и засыпалась песком. Идея оказалась неудачной. Болото поглощало песок. И аэродром был построен на косе Фрише-Нерунг в 1939 году.

В 1933 году появилось радио, передачи велись из Кенигсберга. Со спектаклями часто приезжали из Кенигсберга артисты. В крепости располагался городской музей.

Первый кинотеатр на 120 мест открылся в Пиллау в 1913 году. В 1925 году появился еще один кинотеатр в отеле «Немецкий дом». Кенигсбергские художники устраивали там свои выставки.

К 1936 году парусный рыболовецкий флот перешел на моторные боты и катера.

К этому времени в Пиллау было 24 легковых и 8 грузовых автомобиля.

Как писал Эрвин Фридрих Кафке(1895-1972), который работал в администрации Пиллау, возглавлял общество выходцев из Пиллау, собирал материалы по истории Пиллау, которые отражал в статьях,  в «Гимне Пиллау Ганса Парлова»: «Осетр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».

Около 250 человек – жителей Пиллау – решили не покидать своего дома и остаться здесь. Но в 1948 году по приказу И.В. Сталина все они были депортированы.

27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Августа-2012)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]