Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

ПИЛЛАУ НОВЫЙ

Для становления и развития Нового Пиллау определяющее значение имел пролив Фриш-Гаф, который образовался 10 сентября 1510 года в результате жестокого шторма. В старинных книгах описывается сильный ураган, сопровождаемый грозой. Непрерывно грохотал гром, ослепительно сверкали молнии. Ветер с корнем вырывал деревья, и они исчезали в кипящей пучине разъяренного моря. В Кенигсберге металась в своем ложе река Прегель (Преголя), и жители не могли уснуть. В результате урагана часть косы отошла от черты будущего города, и образовался судоходный пролив. Между Старым Пиллау и проливом изогнуто протянулась узкая песчаная отмель Хакен – крючок. Эта крючковатая пойма и стала местом размещения Нового Пиллау и крепости. 10 сентября 1810 года отмечался в Пиллау праздник 300-летия образования пролива, в 1910 году – 400-летия. Этому празднику прежние жители придавали огромное значение, так как понимали, что давало Пиллау возможности к процветанию.

Пролив чистили и не давали песку занести его. Часть жителей Старого Пиллау поселилась на Хакене, чтобы проводить дноуглубительные работы. Было построено помещение для хранения инвентаря, смолы для обработки лодок, жаровни с углем для освещения, примитивные фонари. Возникли бытовые помещения: пивная, крохотная пекарня. Оскар Шлихт пишет, что в 1520 году, когда несколько кораблей из Дании прошли по заливу, 100 кенигсбергских работников были выставлены на вахту у пролива, и каждый из них получал по шесть марок в день[1].

В 1537 году построен блокхаус, переданный позже в распоряжение таможни. В 1543 году возникли складские помещения, в которых лоцманы хранили имущество, необходимое для обозначения фарватера. Склады находились около нынешнего маяка. Герцог Альбрехт, последний властитель Тевтонского ордена, первый герцог Пруссии, в 1525 году возглавил войско, выступившее против Польши. В его обязанности входила и защита Пилауского полуострова и пролива. В 1550 году Христофор фон Фальменхайм построил земляные укрепления и деревянный блокхаус, где принимались таможенные сборы и жили сами таможенники. Маяком для проходящих кораблей были особые лодки, в которые ставили жаровни с углем и отражающие железные или медные листы.

В государственном архиве в Берлине имеется чертеж «Укрепления в Пиллау» 1595 года. Он дает нам представление об укреплениях того времени.

В 1601 году голландский инженер Никлас де Камп строит новые защитные рвы, которые шли от Фишхаузена до Хакена.

На картине Ханса Бордта «Демонстрация флота Курфюрста в заливе в 1605 году» изображены четыре корабля, которые получил курфюрст Фридрих Вильгельм от своего тестя, короля Дании Христиана IV на три месяца. Они назывались «Красный Лев», «Морская Кошка», «Покаяние», «Святой Михаел». 22 августа 1605 года они прибыли в Кенигсберг, и, чтобы их воспринимали как прусские корабли, они шли под черно-белым флагом. В конце октября они снова вернулись в Данию. С этого времени движение по проливу стало довольно оживленным. В 1623 году число прошедших по проливу кораблей составило 925. Это давало хорошие доходы. Старый Пиллау испытывал даже зависть к растущему Новому Пиллау, но он также выигрывал торговлей осетром. Особенно оживленной была торговля с Англией.

В 1625 году было продолжено строительство укреплений. Руководил работами лейтенант фон Подевильс из Голландии. Он был инженером и корабельным офицером. Он оставил Голландию и поселился в Пиллау. Сохранилось его лаконичное замечание: «Не могу выполнить плохо просьбу, обращенную ко мне». Он стал комендантом Пиллау. Однако успел он сделать немного, так как из команды в 162 человека, прибывшей весной в Пиллау, осталось к осени 33 человека.

В 1625 году шведский король Густав Адольф начал военные действия против Польши и угрожал Пиллау. Курфюрст Георг Вильгельм предпринял попытку защитить Пиллау тем, что вновь фрахтовал у Голландии 4 корабля, на борту которых находилось 74 человека экипажа. Но они не успели пройти до пролива. 6 июля 1626 года с моря неожиданно появился Густав Адольф со своим флотом у Пиллау. Он высадился рано утром без единого выстрела у селения Вограм, и через три часа все укрепления уже были в его распоряжении. Шведский король послал в Кенигсберг офицера, чтобы тот узнал, как врага или как друга воспринимает его курфюрст. Ведь женой Густава Адольфа была родная сестра курфюрста. Офицер должен был также объяснить, что «эта плохая песчаная площадка нужна королю временно, потом он ее вернет» [2].

У шведского короля Густава Адольфа был флот в 150 кораблей. Команда состояла из 1500 шведов и финнов. Было 13 пехотных рот и 9 конных полков. 37 кораблей остались у Пиллау, остальные двинулись на Данциг. Через 3 дня 9 июля Густав Адольф двинулся в Эрмлянд, оставив руководить вместо себя канцлера Оксенстирна, который должен был начать строительство крепости. Из Фишхаузена и Лохштедта было собрано 4 тысячи человек работников и 600 лошадей. Были построены бараки для шведов и финнов, служивших у шведского короля. В 1627 году началась эпидемия чумы. Умерших хоронили прямо в дюнах. И спустя многие годы среди песков можно было видеть останки шведских солдат.

После заключения перемирия с Польшей Густав Адольф рассчитывал оставить свои войска в Пиллау для надзора за таможней, чтобы собирать пошлину с приходящих кораблей и плату за выдачу лицензий на продажу товаров. Король Густав Адольф решил продолжить свои походы, теперь уже в Германию, где он и погиб 16 ноября 1632 года в Лютце. В это время голландский инженер М. Венту наметил строительство крепости пятиугольной формы, но строилась она деревянной, лишь кое-где был камень. Среди жителей Пиллау имя Густава было очень популярно. Статуя, стоявшая у ворот крепости в те времна, считалась его скульптурным изображением.

В 1635 году шведы заключили перемирие с Германией и предложили на продажу недостроенную крепость за 18 000 талеров. В конце концов, она была продана за 10 тысяч талеров, и эту сумму выплачивали шведам в течение длительного времени жители Пиллау в виде «корабельного и крепостного налога».

В 1643 году Пиллау посетила вдова Густава Адольфа по пути из Швеции в Инстербург (Черняховск), где она провела почти всю свою оставшуюся жизнь, за год до смерти перебравшись на остров Готланд.

15 января 1636 года в Пиллау вошли Прусско-Брандербургские войска. После ухода шведов в честь радостного события была отчеканена медаль «Северная часть залива. 1639». Она была выполнена Себастьяном Дадлером.

Жизнь Прусско-Брандербургского полка под командованием фон Редера была очень трудна. Наемники получали наряду со скудным денежным довольствием – 1 талер в месяц – кружку пива в день, дрова для ночлега и одну форму на 2 года. Офицеры сами экипировали себя. Чрезвычайно остро стоял вопрос о выдаче денежного довольствия. Все зависело от выручки от продажи янтаря и от доходов таможни. Зимой положение дел становилось совсем невыносимым, так как мореходство почти прекращалось. Офицерам и губернатору (именно с 1636 по 1813 годы в Пиллау была должность губернатора) часто приходилось платить деньги наемникам из своих собственных доходов. Тем не менее, боевой дух солдат был высок.

Начали заново строить и перестраивать крепость. Камень возили из разбиравшихся на кирпич замков Бальга и Лохштедт. Окончательно строительство крепости было завершено к 1700 году, и ее равелины, крепостные рвы, широкий обводной канал можно увидеть и сейчас.

В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, которая создала угрозу и для Пиллау. Под руководством полковника Хилле собрана небольшая флотилия из 3 кораблей, послужившая основой будущего прусского флота. Командовал ею полковник Пьер де ля Кав, который был губернатором Пиллау. Он привел в полную боевую готовность и крепость. В 1660 году Польша и Швеция заключили перемирие, а Пруссия освободилась от ленной зависимости от Польши.

В 1640 году к власти в Пруссии пришел Фридрих Вильгельм Великий, который очень много сделал для развития Пиллау. Он дал его жителям право торговли с владельцами корабельных грузов. Он приказал построить на территории крепости каменную кирху, вместо сгоревшей от удара молнии деревянной. По его велению построена мельница и маяк с керосиновым освещением, склады и другие сооружения.

В 1660 году в Новом Пиллау насчитывалось 300 жителей. Возникла первая гостиница вблизи маленького маяка, появился красивый цейхауз – вещевой склад, первый бастион для защиты от шторма. Отсюда, с берегов Пиллау, курфюрст начал завоевывать новые земли.

Отмечая деятельное правление Великого курфюрста Фридриха Вильгельма, следует заметить, что в стремлении выйти из ленной зависимости от Польши курфюрст искал союза с Россией. К царю Алексею Михайловичу он направил своих послов с предложением о закупке в России  хлеба. Далее  к российскому государю была направлена просьба Фридриха Вильгельма  - удержать войска Богдана Хмельницкого от набегов на Пруссию. И Алексей Михайлович выполнил ее. Претендуя на польскую корону, он сообщает курфюрсту через своего посла Георгия Богданова свое предложение о защите Пруссии от врагов ее и что ему «нужна лишь гавань, где мог бы он приступить к постройке флота»[3]. В ответ курфюрст уклончиво заметил, что ему для этого надо посоветоваться с ландтагом, но предложил быть посредником во взаимоотношениях между Россией и Швецией. Ведь гавань Пиллау была для курфюрста важнейшим источником доходов.



[1] О. Шлихт. Западный Замланд. – Дрезден: издательство Люиса Клемеха, 1922.

[2] О. Шлихт. Западный Замланд. – Дрезден: издательство Люиса Клемеха, 1922.

 

[3] Геннадий Кретинин. Российская политика на Балтике. // Запад России, № 2, 1992.

Л.В.Довыденко

 

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Август-2012)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]