Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Пиллау: Морское побережье

Утро моего нового дня обычно начинается с прогулки по свежему воздуху вдоль канала. Никакой собаки у меня нет. Я иду от дома №1 Морского бульвара вдоль парапета в сторону Северного мола затем, чтобы наблюдать два  феноменальных шоу природы – воду и облака, ощущать их движение, цвет. И вспоминается фраза из Книги бытия (1; 2): «Дух Божий носился над водой», когда морские волны прорвали косу, образовав пролив 10 сентября 1510 года.  О его значении уже было сказано.

 Миллионы лет назад в результате мощного таяния и отступления ледника образовалось Балтийское море. Талая вода ледника была пресной, но с  течением  времени содержание соли в Балтийском море увеличивалось из-за смешения его вод с водами Северного моря. Соленость воды на побережье Балтийска составляет около 0,7 % . Этот показатель самый низкий по сравнению со всем Балтийским морем. Объяснением этому служит удивительное творение природы и рук человека пролив у Балтийска и направление ветра. Когда он гонит воду из Калининградского залива через пролив в море, соленость ее уменьшается, и повышается, если северо-западные ветры гонят воду в залив с моря.

Низкое содержание соли в воде приводило к тому, что в суровые зимы замерзала не только бухта, но и на огромных пространствах  – море. В книгах по истории Пруссии можно встретить рассказы о том, что были зимы, когда по льду моря добирались до Любека и до берегов Швеции, на противоположный берег моря, который в Карлскруне, например, отличается скалистостью и отсутствием песчаного пляжа. Прежние жители рассказывали, как на санях по замерзшему морю возили товар в Швецию и обратно. Выглядит легендой рассказ о том, что для удобства путешественников по льду на пути в Швецию возникало даже несколько палаточных трактиров, где можно было остановиться, согреться и перекусить.

 Цвет воды Балтийского моря по необъяснимым причинам в разное время года и суток легко изменяется. Во время шторма вода окрашивается желтизной, заливая пеной волн побережье, подрывая скалистые берега, и песок и камни своей массой обрушиваются на пляж  или прямо в волны, если полоса пляжа узкая, как в Светлогорске. Зато шторм всегда выбрасывает на берег янтарь, и люди устремляются к морю, чтобы собрать прозрачно-золотистый камень, если задул северо-западный ветер.

С древнейших времен жители побережья понимали целебность морской воды. В деревнях морскую воду давали скоту, чтобы уберечь от эпидемических заболеваний. В старину с морем был связан целый ряд суеверий. Так, например, считалось, что если в море есть утопленник, оно будет бушевать до тех пор, пока не выбросит его на берег.

И на берегу, и в море рыбак разговаривал с «Ним», Морем, обращался к «Нему», просил «Его». Исконные пруссы выходили в море только с позволения жреца и туда, куда он указывал. Они приносили жертву богу Бардоатусу, покровительствовавшему «людям в лодке».  И в более поздние времена считалось, что пусто будет рыбаку, или море будет требовать жертву, если он выйдет в море на День Святого Иоанна или в воскресенье.

Глубина Балтийского моря на Калининградском побережье сравнительно малая. Примерно на расстоянии 4 – 5 километров от берега она может достичь 20 – 30 метров. Морское дно состоит из песка, который вблизи от берега очень подвижный. Движущиеся песчаные массы у жителей побережья получили название «Зухт» – «Страсть!» По-русски обычно говорят: Страсть Господня!»  Движущиеся песчаные массы очень опасны для купающихся, потому что обладают огромной утягивающей силой. Скорость течения достигает 7,5 километров в час. В немецких книгах есть рекомендации, как себя вести в таких случаях. Нужно отдаться течению, пока оно не вынесет тебя к Северному молу. Там оно уменьшается.

Результат незначительной глубины Балтийского моря – короткие и не очень высокие волны, что утяжеляет прибрежную рыбную ловлю. И все же во время шторма, по мнению старых рыбаков, каждая девятая волна может встать довольно высокой стеной. От малой глубины моря зависит переменчивость в температуре воздуха. Часто до обеда преимущественно тепло, в обед жарко, вечером и ночью - холодно. Местные жители узнают об изменениях в погоде по определенным приметам. Если над морем, например, угадываются переменчивые, красноватые движения воздуха, значит, очень скоро все окутает туман, а за ним последует  понижение температуры воздуха. Изредка здесь можно увидеть игру Фата Морганы.

Очень редкое и трудно объяснимое явление на Балтийском море, его своеобразие – это внезапный подъем уровня воды, закрывающей берег примерно на два метра, и спад ее минут через 15. Немцы называли это явление «Зеебэр»  – «Морской медведь» и объясняли вулканической деятельностью морского дна или даже в горах Карпаты. «Морской медведь» очень пугал местное население. Особенно много было разговоров об этом 23 августа 1853 года, когда уровень воды у Кранца (Зеленоградска) поднялся, а у Нойкурена (Пионерского) на столько же море отступило.

Балтийское море положительно влияет на климат побережья, что дает возможность жителям его заниматься земледелием и скотоводством. Неурожаи здесь исключительно редки, а вот урожаев при благоприятных весне и  лете можно собрать несколько, в зависимости от культуры, например, петрушки, укропа, сельдерея, редиса, садовой земляники, ремантантной клубники.

В давние времена Балтийское море называли поэтическим именем Эридан, Варяжским морем (согласно новейшим исследованиям историков, варять – плыть, а варягами называли воинов, охранявших грузы на судах), Остзее (Восточное море). Оно служило предметом экспансивных устремлений и было морем сотрудничества и добрососедства живших здесь народов, играло огромную роль в культурном развитии населения.

История судоходства и мореплавания здесь уходит в глубь веков.

До прихода Тевтонского ордена  было единое правило: побережье принадлежит всем, и кто оказывался на море в опасности, находил здесь спасение,  прибежище, отдых, готовность и желание помочь. Приход тевтонцев все изменил. Орден ввел «Береговое право»: все, что будет найдено на берегу, выброшенное морем, принадлежит орденскому государству. Это касалось и потерпевших крушение судов, лодок и их содержимого.  Берег был уставлен виселицами, которые ждали тех, кто посмел себе присвоить найденное на берегу. Запрещалось крестьянам и рыбакам оказывать возможную помощь терпящим бедствие судам. После того, как в 1496 году волнами выбросило на берег судно одного кенигсбергского купца, и орден заполучил себе весь товар, это вызвало вспышку озлобления среди купечества, и несколько орденских домов было сожжено. Также было выдвинуто требование отменить аморальные претензии на найденное на берегу и вернуть право мореплавателей на помощь и спасение. Но лишь в 1874 году было создано Немецкое общество спасения кораблей, терпящих бедствие, на Замландском побережье. Оно значительно снизило опасность для кораблей, но все-таки в сильный шторм или туман не всегда удавалось оказать помощь. Общество ввело в обязанность владельцам рыбацких ботов иметь рожки для звукового сигнала. Появление моторных ботов в спасательной службе позволило в большей степени избегать несчастных случаев. И все-таки на всем 145-километровом морском побережье было лишь две гавани, где могли укрыться в непогоду суда: в Пиллау и Нойкурене.

В период первой мировой войны русские обложили все побережье минами. Эти мины были совершенными по конструкции, но их срывало с места и часто выносило на берег. Там они взрывались, наводя панику на жителей. Бесчисленное множество было выловлено и обезврежено руками специалистов.

Движение судов было затруднено, и оживилось оно с применением таких мер безопасности, как конвой. Впечатляющим зрелищем был караван судов и кораблей, идущих вдоль побережья, в сопровождении дирижабля.

С болью смотришь сегодня на то, что по великолепному песчаному берегу безнаказанно ездят машины по недомыслию или незнанию. А ведь еще в  1908 году в Восточной Пруссии Замландский пляж был объявлен памятником природы. Как писал О. Шлихт, «наше родное побережье получило признание и правовую оценку, которую оно в полной мере заслуживает как часть возвышающей нас красоты всей Пруссии».

Красота побережья, отличные климатические условия дали в 19 веке толчок для развития  курортных городов. В 1793 году в одном кенигсбергском журнале появилась статья, разбудившая инициативу в этом направлении. Неизвестный автор обращался к читателям: «У нас есть наш полуостров Замланд, омываемый Балтийским морем, и жители многих стран имеют причину нам завидовать за этот подарок неба, который мы можем использовать и для нашего здоровья». Далее пошли в журнале другие статьи, ярко излагающие все удовольствия и преимущества, которые можно получить на пляже. В 1816 году открылся первый курорт в Кранце (Зеленоградске). Популярность его росла. Некоторые стали искать места на берегу, где отсутствовала всякая цивилизация, двинувшись по побережью западнее Кранца, чтобы там проводить свой отдых. Но они столкнулись с дефицитом таких мест. Дело в том, что государство сдавало в аренду предпринимателям практически все побережье из-за выброса янтаря. Вступать на арендуемую территорию было категорически запрещено. И даже когда в 1837 году пляж у Нойкурена (Пионерска) был передан в распоряжение поселка, многие все еще боялись вступать на него. Но со временем передача аренды какому-либо местечку открыла путь  для развития здесь курортного отдыха. В большинстве своем в июле и в августе бесчисленные семьи кенигсбержцев устремлялись в Нойкурен, Раушен, Кранц, Нойхойзер, чтобы провести лето в самых простых условиях. Описания Фердинанда Грегоровиуса, Эрнеста Вихерта, Луиса Пассаргела дают возможность представить, как тогда отдыхающие проводили время.

Все они образовывали  одну большую семью. Одевались настолько просто, как только могли. Как рассказывал Грегоровиус, богатый банкир Гольдмеер своим внешним видом напоминал разорившегося человека. По вечерам собирались в помещении, освобожденном для этой цели рыбаками и специально ими побеленном. Но главную роль во всей каникулярной жизни играл навес в виде рыбацкой шляпы, откуда только дождь мог изгнать отдыхающих. Кроме того, на берегу был построен шалаш из веток, который служил хозяйственным нуждам.

И все же посещение пляжа было привилегией только хорошо обеспеченных кругов, среди которых было купечество, академические преподаватели, судьи и другие, не имевшие собственного поместья в провинции.  Но у них были собственные экипажи, или они могли себе позволить нанять их. Некоторые рыбаки, заинтересованные в прибыли, сами привозили себе гостей из Кенигсберга. Регулярно ходящие экипажи назывались жорнарльеры.

Основательные изменения и небывалый рост популярности морского отдыха произошел после строительства Замландской железной дороги, которая сделала благодатью морское побережье для еще большего круга отдыхающих. И теперь уже посещение Замландского побережья с его быстро расцветающими курортами стало само собой разумеющимся.

И надо отметить, что не сказано еще последнее слово об оздоровительном влиянии  и возможностях отдыха на этом уникальном, древнейшем  кусочке земли. Многие в будущем найдут здесь свой любимый уголок, способный зарядить человека энергией и силой на длительное время. 

Красота природы здесь поражает и человека бывалого. Ее великолепие, своеобразие прелести – предмет гордости для местных жителей и одно из самых привлекательных, притягивающих мест для тех,  кто понимает, как много таит оно загадок исторических, географических, культурных. Как писал в 19 веке Грегоровиус о Замландском полуострове, «это огромный кусок янтаря, со всякого рода бурым углем, желтой охрой, белым песком, голубой глиной, где поселились замландцы и янтарные евреи».

Поверхность этого полуострова осталась не затронутой ледником и еще ждет своего описания с точки зрения геологического развития. Как говорил О.Шлихт: «Нужно поблагодарить третичный период за то, что он дал нам янтарь». С севера на юг протекали реки и ручьи, а на их побережьях росли янтарные сосны, простирались богатые леса, в которых проживали мамонты, птеродактили и другие доисторические животные, остатки которых были найдены в районе поселка Береговое (там, где крест Святому Адальберту). Включения в кусках янтаря – инклюзы – свидетели того времени.

Для такой маленькой области 145 километров морского побережья с выбросами янтаря и прекрасными пляжами имеет огромное значение.

Благоприятный климат связан с влиянием моря. Переменчивость его породило шутку среди местного населения: Вам не нравится калининградская погода? Подождите 15 минут, она изменится. Прекраснейшее время на побережье – это август, сентябрь, именно в это время отдыхали здесь наиболее обеспеченные люди, хотя в любом времени года есть своя прелесть. Меньше всего осадков в феврале, больше всего в июне, хотя может быть так, что в августе выпадет 180 миллиметров, а в октябре – 1.

В 1902 году в августе за 15 минут выпало в виде дождя 275 миллиметров осадков. Первый снегопад относится к концу октября, последний  - к апрелю. Град бывает очень редко. Штормы приходят с юго-запада, запада и северо-запада. Северо-западный шторм имеет огромное значение для ловцов янтаря.

Отсюда начинался исторический янтарный путь. До сих пор археологи находят монеты греческие, римские, арабские. Территория Калининградского полуострова – классическая страна древнейших находок. Несмотря на многочисленные раскопки, земля до сих пор таит в себе музейные ценности, начиная с каменного века.

Занятие рыбной ловлей имело колоссальное значение для питания края. Опорные пункты морского рыболовства были в Пиллау и Нойкурене. Государственной заботой было обеспечение безопасности рыбакам и моторными ботами. Те, кто занимался рыбной ловлей, не представляли себе другой профессии, несмотря на то, что она требовала здоровья и силы. Люди эти, согласно старинным преданиям, отличались самобытностью и суровостью. Но с развитием отдыха на побережье именно рыбаки оказывали прием и угощение приезжим горожанам. А наплыв их в летнее время приобретал характер цунами.  И дружеское предоставление крова и пищи местными жителями для отдыхающих имело огромное значение для народного оздоровления.

В настоящее время острейшей проблемой является укрепление берега. Едва ли меньшее значение имеет Калининградский залив, по которому сто восемь лет назад построено искусственное гидротехническое сооружение – Калининградский морской канал, дающий возможность большим судам из Калининграда выйти в море у  Балтийска. Насыпные дамбы канала, позволившие держать в мелком заливе глубину канала до 10 метров, со временем превращаются в уникальные уголки природы со своеобразным животным и растительным миром.

Довыденко Л.В. 

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Августа-2012)
Просмотров: 552 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]