Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

ОРДЕН КРЕСТОНОСЦЕВ

Тевтонский, или Немецкий орден, полное его название – Орден братьев немецкого госпиталя Пресвятой Девы Марии – был основан в Иерусалиме в 1189, по некоторым источникам в 1190 году, как госпитальное братство для ухода за ранеными и больными в период третьего Крестового похода. Через восемь лет братство превратилось в духовный рыцарский орден.

Резиденция великого магистра Ордена вначале находилась в Палестине, затем - в Венеции, далее - в Мариенбурге (Мальборк. Польша), а с 1457 года – в Кенигсберге. В период Тринадцатилетней войны с Польшей на несколько дней администрация великого магистра, опасаясь входа польских войск в Кенигсберг, переехала в замок Лохштедт, первый замок, построенный рыцарями Тевтонского ордена на территории Самбии.

Идея создания орденского государства принадлежит четвертому великому магистру Герману фон Зальцу, возглавлявшему Орден с 1200 по 1239 годы. Это был очень деятельный, дальновидный политик. Именно в период его правления Орден развился и окреп. Вначале фон Зальц намеревался создать орденское государство на территории Венгрии, в Семиградье, землю которого Ордену подарил король Андрей II. Он же и изгнал рыцарей из Семиградья.

Но спустя некоторое время фон Зальц получает предложение от польского князя Конрада Мазовецкого предложение: князь жалует Ордену Хелминскую землю, а рыцари должны защитить князя от нападений пруссов. Надо отметить, что женой Конрада была русская княжна Агафья Святославна, внучка северского князя Игоря Святославовича и Ярославны[1], воспетых древним русским поэтом в «Слове о полку Игореве». Агафья Святославна посоветовала мужу обратиться за помощью к рыцарям Тевтонского ордена, и сама принимала первых послов от фон Зальца. Германский император Фридрих II утвердил заключенный между Конрадом и тевтонами договор, а папа римский издал буллу на покорение Пруссии крестоносцами. Замыслу фон Зальца о создании орденского государства суждено было осуществиться в Пруссии.

Уже в 1231 году на берегу Вислы был заложен рыцарями первый замок Старый Торн. На территории современной Калининградской области первым замком тевтонов была Бальга. Этот замок начал строиться в 1239 году и стал плацдармом для завоевания Самбии. Самбия принадлежала к самым богатым прусским землям. Первый поход рыцарей на Самбию был неудачным. Но в 1253 году Орден возглавил великий магистр Поппо фон Остерн. Крестоносцы к тому времени имели уже 90 своих отделений в разных странах. Одно из самых сильных находилось в Чехии. Фон Остерн предложил чешскому королю Оттокару II принять участие в крестовом походе на Самбию, результатом которого стала закладка крепости Кенигсберг в 1255 году. В 1272 году была завоевана Натангия.

К 1283 году было подавлено сопротивление Скаловии, Надровии и Судовии, и покорение Пруссии было завершено. «Часть местной аристократии, не пожелавшей подчиниться завоевателям, эмигрировала в соседние страны. Именно с тех времен вели начало роды прусского происхождения среди московских бояр»[2].

Например, Тучковы, Салтыковы, Голенищевы-Кутузовы[3]. А. С. Пушкин также писал о своем предке Рапше, выходце из Пруссии, который «Святому Невскому служил».

А Орден развивает кипучую деятельность. Он строит города, издает законы и строго им следует. Уже со второй половины XIII века наладилась торговля с Россией. Кенигсберг и Новгород были членами торгового общества Ганза. Экспорт Ордена из Новгорода составлял к концу XIV века 60-80 тонн в год различных товаров, но основными были воск и пушнина. Воск - для свечей, ведь в каждом замке была своя капелла, а города и поселки, разраставшиеся вокруг сразу после возникновения замка, обязательно строили церкви.

Итак, рыцари «правят несравненно лучше всякого государя в мире; долгое время они процветают, пока, наконец, ослабев и изнежившись от богатства и счастья, они не становятся жертвой одновременного нападения своих подданных и своих врагов»[4].

В Грюнвальдской битве 1410 года Тевтонский орден получил сокрушительный удар от польско-литовских войск, куда входили также и смоленские полки, так как Великое княжество Литовское включало тогда и русские земли. А в 1454 году под началом Прусского союза, включавшего мещан, среднего и мелкого рыцарства, городские сословия, началось восстание, которое ставило своей целью освобождение от всевластия Ордена. Действительно, орденское государство охватывало и регламентировало буквально все стороны жизни: право на рыбную ловлю и место промысла, на торговлю каким-либо товаром, на любой вид деятельности следовало получить разрешения у Ордена. На побережье Балтийского моря стояли виселицы, устрашавшие тех, кто самовольно смел собирать янтарь. Управляющий в замке Лохштедт строго контролировал исполнения закона Берегового права о том, что все, что выброшено на берег морем, принадлежит Ордену. Запрещалось оказывать помощь судам, терпящим кораблекрушение. И если их после шторма выбрасывало на берег, никто, даже владелец судна или товара, не смел взять с них что-либо: все принадлежало государству, и владелец товара мог лишь потом выкупить его у Ордена. На побережье Балтийского моря в орденские времена жило стадо, около ста голов, морских котиков, на которых могли охотиться лишь орденские чиновники, поднося их шкурки в качестве подарков вышестоящим чинам[5].

В Старом Пиллау, а также на косе Фрише Нерунг были выстроены орденские осетровые избы, где принимали осетров, если кому-то удавалось их поймать. Ловля и обработка осетра была исключительно государственной монополией. Это примеры из истории Пиллау и Самбии, но Прусский союз, конечно же, выдвигал более широкие требования, касающиеся как внутренней, так и внешней политики орденского государства. Восставшие обратились за помощью к польскому королю Казимиру Ягеллону, который объявил Ордену войну, названную Тринадцатилетней. Она закончилась в 1462 году Торуньским миром, по которому западная часть Пруссии отошла к Польше и стала называться Королевской Пруссией. За Орденом осталась восточная часть, которую называли Орденская Пруссия. Орден признал над собой власть польского короля.

В 1511 году великим магистром стал Альбрехт Гогенцоллерн. В 1522 году он знакомится с учением Мартина Лютера, отрекается от католической веры и переходит в лютеранство. 8 апреля 1525 года он подписывает в Кракове акт об упразднении Ордена крестоносцев в Пруссии и образовании герцогства. В Европе появилось первое протестантское государство, которое нуждалось в союзниках. И здесь следует сказать несколько слов о взаимоотношениях герцога Альбрехта с Василием III. В 1517 году тогда еще великий магистр, Альбрехт направил в первый раз своего посла Дитриха Шонберга в Москву для заключения договора. И Шонберг был неоднократно в Москве, также как и русские послы направлялись в Королевец, так называли в России Кенигсберг. Магистр нуждался в денежной помощи, речь шла о сумме в 625 пудов серебра для найма войск. Россия была устремлена к упрочению своего положения в Европе. Василий III обещал указанную сумму,  при условии, что союзники возьмут ряд польских городов и пойдут на Краков. Орден, мечтавший об избавлении от польской зависимости, выступил с военными действиями против Польши, но не смог добиться успеха. В результате, благодаря 50 тысячам гривен серебра, полученным Альбрехтом от русского посла Афанасия Моклокова[6], Кенигсберг удалось отстоять перед поляками. Но война была проиграна, тем более что и русский царь не смог выступить, как обещал, в направлении Польши. Но  взаимодействие России и Пруссии на этом не закончилось. Пруссия первая признала Петра Великого императором, но об этом речь пойдет ниже.

Что касается населения полуострова Замланд, на юго-западной части которого находится Пиллау, то в 14 веке сюда устремились немецкие колонисты и смешались с исконными пруссами, которые были сильнее и здоровее, но пришедшие оказались впереди по занимаемому положению. На северном побережье Замланда  население было частично литовского происхождения. Здесь были расселены взятые в плен тевтонцами литовцы, с которыми они вели борьбу. Вливалась кровь и скандинавская. Выходцы из Скандинавии образовывали здесь целые колонии. Немецкие колонисты были, в основном, из Нижней Саксонии.

Большим разнообразием форм собственности отличался Замланд. Они носили запутанный характер. Были деревни кульмского права, крестьянские, дворянские, церковные, рыбацкие, мельничные, трактирные и другие. Право на владение имением изначально было очень сильным. Дворянские поместья часто называли рыцарскими, тогда они легче продавались. Бывало, в течение 10 лет поместье могло перебывать в 2 – 3 руках.

Строительство домой отличалось простотой. Одно-двухэтажные домики, незначительные архитектурные   украшения, крыши из красной черепицы. Запрещались в домах печи с открытыми очагами из-за противопожарной безопасности. Домашние вещи самой простой формы. Основная часть населения была занята в сельском хозяйстве и рыбной ловле. В начале 20 века, когда начала развиваться промышленность в Кенигсберге, многие жители ушли в город. Уменьшение поместий заставило подойти к высокой организации труда, чтобы получать высокие урожаи. Площадь под посевы составляла около 150 гектаров. 62 %  землевладельцев имели участки свыше 100 гектаров земли. Скотоводство также было высоко развито.  Вот данные за 1914 год: всего хозяйств было 7818. У них насчитывалось: лошадей 12834, ослов 4, крупного рогатого скота 41496, овец 7842, свиней 24605, коз   443, гусей 5668, уток 5545, кур  107049, индюков 1673, пчелиных ульев 6366.

Характерной чертой замландца было неприятие нового и чужого, верность старым обычаям и сильная склонность к простоте. Как говорил князь Радзивилл, «в этой стороне никто не страдает от того, что кто-то что-то понимает лучше, чем они сами». О.Шлихт о характере жителей Замланда писал так: «Надежность воспринимает замландец как само собой разумеющееся. Совестливая трезвость характера руководит им, предполагая дефицит душевности. Это впечатление усиливается из-за нескрываемого отсутствия поэтического и музыкального восприятия».

Но если говорить о жителях Пиллау, то вышеуказанное определение не совсем подходило к ним, так как не было оседлости, не было постоянного проживания целых поколений. Обратимся же к истории города Пиллау, потому что «нет ничего, - как говорил Е.Классен, - поучительнее и возвышеннее, чем глубокомысленное занятие историей», которую он, впрочем, понимал, «как связный рассказ Божеских путей».



[1] Геннадий Кретинин. От Адама не сразу к Потсдаму. // Запад России, № 1, 1992.

 [2] К. Л. Лавринович. Орден крестоносцев в Пруссии. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1991.

 [3] Геннадий Кретинин. От Адама не сразу к Потсдаму. // Запад России, № 1, 1992. 

[4] Э. Лавис. Очерки по истории Пруссии. – Москва: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1915.

 [5] О. Шлихт. Западный Замланд. – Дрезден: издательство Люиса Клемеха, 1922.

[6] Геннадий Кретинин. От Адама не сразу к Потсдаму. // Запад России, № 1, 1992.

Л.В.Довыденко

 

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Августа-2012)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]