Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Неспешные часы Балтийской косы
  Течение времени здесь словно замедлилось. А эпохи причудливо перемешались. В нынешнем году у неё своего рода юбилей. 13 декабря исполнится 65 лет, как «идеологически вредная» восточно-прусская Фрише Нерунг была переименована в Балтийскую косу. С той далёкой поры минула уже целая жизнь. Но время не торопится здесь стирать память о прошлом.

 

Под грифом «Секретно»
 Очередной паром отправляется из Балтийска на косу. На палубе яблоку негде упасть от людей и машин. Минута-другая, и вот уже швартовка на противоположной стороне пролива. На сушу высыпает шумная толпа отдыхающих, одно за другим съезжают по аппарели авто. А ведь ещё не так давно этот удивительный уголок был недоступен даже большинству жителей области, не говоря уже о приезжих. Закрытый гарнизон, пограничная зона с особо строгим режимом посещения. Посторонним въезд воспрещён!

 Сегодня в жаркие летние деньки переправа забита. А раньше и в разгар курортного сезона пассажиров почти не было. И все свои, все по делу. Переправляемые же редкие машины были с военными номерами.
 Долгие годы информации о Балтийской косе в открытых источниках не было. Обычный человек, заинтересовавшись, хоть что-то узнать о ней мог лишь из рассказов тех, кто там бывал. А некоторые и вовсе были не в курсе, что у нас есть не только Куршская коса.


Попал в сказку, нашёл каску…

 Хорошо помню своё первое посещение Балтийской косы в 1981 году. Для пацана это было событие.
Сперва нас придирчиво проверяли в поезде на заставе при въезде в Балтийск. Потом ещё одна проверка перед посадкой на катер. Удивило, что переправа была бесплатной. Первые ростки коммунизма в условиях развитого социализма?

  Однако вот и коса. Быстро высадив нас и забрав трёх человек с пирса, катер ушёл. И стало так тихо, словно мы были не в посёлке, а в лесу. Вокруг никого, удивительно чисто. Даже воздух показался каким-то иным.
В магазинчике на пирсе купили хлеба (когда потом ели, тоже казался особенно вкусным) – и к морю. Не знаю, какая была указана цель при получении пропуска на косу. Но явно не истинная – рыбалка на Южном молу. Хотя тогда мы не знали его правильного названия и говорили просто: дамба.
  Ни до, ни после я не видел нигде больше столь шикарного и при этом безлюдного пляжа. По каналу туда-сюда сновали корабли, в основном военные. Суда на воздушной подушке щекотали лицо, обдавая водяной взвесью. Манил уходящий в морскую даль мол. Однако сначала надо бы осмотреть полуразрушенную крепость на берегу…
  Тут подошёл какой-то военный. Документы отца вновь подверглись тщательной проверке. После чего нас строго предупредили: к девяти вечера вас здесь быть не должно.
– И фотоаппарат уберите. Не положено…
  Но всё это не обидело. Напротив, лишь добавило остроты восприятия. Мы – в запретной зоне! День был полон приключений. Даже удалось найти – все умрут от зависти! – настоящую фашистскую каску. И всё это под шум волн да на фоне сказочных ландшафтов, которые потом снились, зовя встретиться снова…

  Музей под открытым небом

С развалом Союза жизнь стала стремительно меняться. Происходили изменения и на косе. Гарнизон сокращался, режим слабел, начали пускать даже иностранцев. Однако, несмотря ни на какие ветры перемен, тут всё равно сохранялся свой особый мирок, время в котором как будто загустело, замедлилось.
Показательна история с переправой. Только в сентябре 2007-го «дорога жизни» между косой и большой землёй, наконец, сняла погоны. Перевозить людей и грузы стала частная компания. Сменились плавсредства, за переправу стали брать деньги. До этого же, как и во времена СССР, за неё отвечал Балтийский флот. И в стране победившего капитала она оставалась бесплатной, поскольку военным заниматься коммерцией закон не велит. Так что ещё пять лет назад возникала иллюзия, что ничего не изменилось: до боли знакомый старый катер всё так же везёт тебя задарма…
  Балтийская коса и сейчас живёт по своим неспешным часам. Многие отмечают, что, попав сюда, сразу сбавляют привычный темп. Не раз доводилось слышать: «Только здесь можно по-настоящему вырваться из ежедневной текучки, забыть о проблемах, выспаться».
  А ещё тут у многих вдруг просыпается дремавшая доселе тяга к истории.
– Прямо какой-то музей под открытым небом! – восторженно говорят они.
Немудрено, ведь эта узкая полоска земли не торопится расставаться со своим прошлым. Ни с немецким, ни с советским. И всё причудливо перемешалось.
  Приезжая сюда впервые, туристы зачастую теряются, не зная, куда сначала бежать. То ли к морю, то ли к заливу, то ли вон к тем живописным руинам. Всюду интересно, необычно, красиво, хочется быть везде и сразу…
  Заброшенный аэродром, развалины форта, руины укреплений и батарей, какие-то вышки, ведущие в таинственную неизвестность полуразрушенные дороги… От этого и солидные мужчины порой превращаются в юных романтиков. Всё надо облазить, покопаться.


О тех, кто строил новую жизнь

 Силён и дух советской поры. Вот, например, школа. От неё, построенной в 1953-м, так и веет сталинской эпохой. Примечательное здание с ретронадписью «Школа» над входом – само по себе исторический объект. Неудивительно, что именно в нём и расположился Музей истории косы. У него, кстати, в следующем году юбилей. 30 апреля 2003-го была открыта первая экспозиция.
  Своим появлением музей обязан Наталье Борисовой. Судьба связала её с косой в 1970-м, когда мужа перевели сюда служить. Наталья Сергеевна стала работать в местной школе. Биолог по образованию, она сразу же влюбилась в здешнюю уникальную природу. А со временем увлеклась и историей самого западного островка России.
  Школа, в которой нынче всего восемь учеников, теперь в первую очередь – филиал Дома детского творчества, что в Балтийске. Борисова занимается с ребятами в кружке «Эколог-краевед». А в понедельник, среду и пятницу с 10 до 15 часов она проводит экскурсии по музею. Бесплатно.


Как же родился музей?
 – Приближалась очередная годовщина посёлка, – рассказывает Наталья Сергеевна, – и я решила оформить стенд «История косы в лицах». О тех, кто на бывшей Фрише Нерунг строил новую жизнь.
Все местные старожилы хорошо знают Борисову, охотно ей помогали. В итоге получилась очень тёплая, человечная экспозиция. С любопытными фотографиями и подробностями из жизни первых переселенцев. Скажем, такая деталь. Тяготы налаживания быта в домах, разрушенных войной, легли на женские плечи. И мужчины-военные говорили: «Пока мы служим от светладцати до темнадцати, наши жёны устраивают семейные гнёздышки…»


Где ещё такое встретишь?

 Материал продолжал прибывать – стенд вызвал живой интерес у косовцев. В школе выделили под экспозицию уже целое помещение.
Однако на косе была ведь жизнь и до 1945-го. Помочь в создании зала, посвящённого довоенному периоду, Наталья Сергеевна попросила Михаила Шмутинского – увлекающегося поисковой деятельностью офицера Балтийского флота. Он исходил косу вдоль и поперёк, в его коллекции имелось немало ценных экспонатов. Михаил не только безвозмездно передал их музею, но и сам в свободное время обустроил экспозицию во втором зале.
 Всё на энтузиазме, по собственной инициативе и за свой счёт. И при этом – ни копейки не берут с посетителей. Где вы ещё такое встретите?
  К слову, в 2009-м вышла первая книга на русском языке о Балтийской косе. Шмутинский написал для неё главу о боевых действиях на Фрише Нерунг весной 1945-го. А Борисова стала автором главы о послевоенной истории посёлка Коса.
  Сейчас об этом периоде можно было бы уже написать отдельную книжку. Пока же новый материал продолжает пополнять музейную коллекцию. Так, бывшие жители косы недавно прислали из Санкт-Петербурга пропуск 50-х, разрешавший выходить на дамбу с 07.00 до 21.00. И это – для советского офицера, проверенного-перепроверенного и служившего в местном гарнизоне. Сурово…

Пусть идёт своим путём

 Теперь не так. Пляж здесь больше не боронят, превращая в контрольно-следовую полосу, туристы разгуливают практически по всей косе. Чуть не в каждом доме сдают комнаты отдыхающим. К услугам гостей – прокат велосипедов, палаток, мангалов. Хотите свежей рыбки – извольте, желаете сами порыбачить – нет проблем. Можно просто покататься по морю-заливу. А если нужно срочно добраться до Балтийска (паром ведь курсирует строго по расписанию) – к вашим услугам лодки-катера. В общем, даже сюда, в оторванный от «материка» самый западный краешек России проникают-таки новые веяния.
 Однако суета курортного сезона скоро закончится. И коса опять заживёт по своим часам, отдыхая от отдыхающих.
 Разные чиновники и бизнесмены сетуют: никак не удаётся по-настоящему развернуться на Балтийской косе. Понастроить отелей, реанимировать военный аэродром, превратив его в современный аэропорт, открыть переход на границе с Польшей и т.д. Лично я рад, что их планы остаются планами. На мой взгляд, этой нашей «дикарке» излишняя урбанизация ни к чему. Многие только потому и едут сюда, что им хочется послушать тишину.
Так что хорошо бы ей и впредь идти своим особым путём. Зачем нам вторая Куршская коса?

Влад РЖЕВСКИЙ
Калининградская правда 20.08.2012

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (15-Июль-2013)
Просмотров: 282 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]