Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Куренас - плоскодонная парусная лодка

Это было увлекательно
Плоскодонная парусная лодка куренас добралась своим ходом из Калининграда до Клайпеды и вернулась обратно. Каких-то 50–60 лет назад (по меркам истории – почти что вчера) на промысел в Куршский залив выходили сотни куренасов – небольших (в среднем десять метров в длину и три в ширину) плоскодонных суденышек, название которых происходит, скорее всего, от использовавшегося в старину орудия лова – курнаса. Вплоть до середины ХХ века эти простые, но чрезвычайно надежные парусники были кормильцами жителей прибрежных районов. Но потом их, понятное дело, вытеснили современные суда.
Инициатором восстановления старинных литовских рыбацких лодок стал Морской музей Литвы в Клайпеде. В 1989 году был отреставрирован и спущен на воду куренас 1935 года постройки. Позже литовцы изготовили еще несколько таких парусников. В позапрошлом году у руководства Музея Мирового океана возникла идея построить свой куренас. И 27 мая, в день открытия в Калининграде центра «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах, произошла торжественная церемония закладки судна…
Строительство шло непросто. Руководил им физик-ядерщик Александр Петросов, занимавший тогда должность заведующего отделом «Фридрихсбургские ворота» Музея Мирового океана. - Когда мне была поставлена задача построить куренас, я сначала даже не понял, о чем идет речь, думал о модели, - вспоминал Петросов. - Но оказалось, что модель должна быть действующей и в натуральную величину.
Работа, по словам Александра Юрьевича, началась с установки мангала. Однако предназначался он не для приготовления шашлыков, а для нагрева шестиметровых дубовых досок. - Ни я, ни мои коллеги понятия не имели, как строить куренас, - честно признавался Петросов. - В одной книжке мы прочитали, что доски для бортовой обшивки должны быть изогнутыми и что придать им нужную форму можно с помощью пара. Мы подумали, что для этого дела вполне сгодится большой мангал. Но ошиблись. В итоге одна доска у нас треснула, другая вообще пополам переломилась. Словом, пришлось самостоятельно придумывать и изготавливать специальную жаровню. Равно как, впрочем, и другие приспособления для работы.
Но, как бы то ни было, куренас построить удалось. «Боевое крещение» он получил в августе прошлого года, приняв участие в традиционной Дангенской регате - ежегодном фестивале исторических судов, проходящем в Клайпеде. До этого города построенное по старинным технологиям судно (ну, скажем так, почти по старинным) дошло своим ходом. - Нормальный получился рейс, веселый, - делился впечатлениями Александр Петросов. - Туда добрались без особых приключений, а когда возвращались домой, у поселка Рыбачьего попали в серьезный шторм. Плоскодонное судно стало швырять из стороны в сторону. До этого пять членов экипажа все больше веселились. А тут забеспокоились: «Скажи, Петросов, а не развалится твоя посудина?» Я сказал, что не развалится, хотя сам до конца в этом уверен не был. Однако бог миловал. Все живы…
Надо сказать, что долгое время у калининградского куренаса не было имени, только комбинация букв и цифр на борту. Причем довольно странная: «РЖД – 11–19». Многие недоумевали: причем здесь Российские железные дороги? Это же не паровоз. К поездам куренас, разумеется, никакого отношения не имеет. Просто под таким номером парусник был зарегистрирован в ГИМСе.
С именем же вышла загвоздка. Раньше, как объяснил Петросов, была традиция – называть куренасы, используя первые три буквы названия деревни или города, в котором они были сделаны. И как прикажете назвать калининградский куренас? По идее, надо – «Кал-1». Но это, согласитесь, не вариант. В конце концов судно был названо «Русна». Видимо, в честь литовского местечка Русне, на гербе которого изображен куренас.
В этом году парусная лодка вновь приняла участие в Дангенской регате. Год назад компанию ему в этом деле составили норвежская и финская рыбачьи лодки. На этот раз - астраханская будара и традиционная лодка народов Крайнего Севера – чукотская байдара. 24 июня мини-флотилия вышла из Калининграда, зашла в Гвардейск, потом в Полесск и через новый погранпереход добралась до Ниды. А там уже и до Клайпеды, где проходила регата, рукой подать .
Из Клайпеды до дома путешественники добирались через уже упомянутый городок Русне. Вечером в минувшую пятницу куренас причалил рядом с «Витязем» - напротив главного корпуса Музея Мирового океана. Александр Петросов уже не работает в ММО, поэтому участие в походе не принимал. Руководил экспедицией заместитель генерального директора музея Алексей Шуткин. Мореходными качествами куренаса он остался доволен.
- Качественная, добротная работа, куренас отлично выдержал очередное испытание, - заявил он журналистом, сойдя на берег. А вот астраханская будара Шуткина немного разочаровала. Как выяснилось, лодка сделана из некачественной доски, поэтому постоянно протекала. Пришлось взять ее на буксир.
Впрочем, надо сказать, что и сам куренас по волнам несла вовсе не сила ветра, а мотор. Парус поднимался лишь время от времени. Погода не благоприятствовала. В целом путешествие, по словам Алексея Николаевича, прошло гладко. Единственное , на обратном пути куренас попал в сильный шторм. Однако, как и в прошлый раз, обошлось без жертв и разрушений. В экспедиции участвовали девять человек. Причем только пятеро из них - сотрудники Музея Мирового океана. Остальные — волонтеры. Один из них - бывший судовой радист Игорь Кишкин.
– Я уже много лет работаю на берегу, соскучился по морю, - говорит он. – Друзья предложили сходить в поход на куренасе, и я согласился. И очень рад этому. Получил массу впечатлений, познакомился с замечательными людьми, увидел красивые места. Здорово! Правда, потрепало нас немного в Куршском заливе. Волна иногда до полутора метров доходила. Но куренас держался молодцом. Не подвел. На следующий год «Русна», по словам Шуткина, снова примет участие в Дангенской регате. Правда, пока неясно, в какой компании…
Кирилл СИНЬКОВСКИЙ  
Калининградская правда 02.08.2013

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (06-Августа-2013)
Просмотров: 464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]