Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Кёнигсберг: бродяги и попрошайки.

Наша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу... бродяг.

Вырывали ногти, ломали пальцы

Долгое время было принято считать, что к бродягам(точнее, к странникам) только на святой Руси относились как к людям, особо приближённым к Господу, тогда как “на Западе” их гнобили по-всякому, заточая в работные дома и заставляя дробить камни. На самом деле в средневековой Европе бродяг, живших подаянием, любили и холили.

Иоанн Златоуст, ещё в IV веке нашей эры, утверждал:

“Ты не должен разузнавать у бедных, что они за люди. Одна защита у бедного - недостаток и нужда. Не требуй от него ничего более, но, хотя бы он был самый порочный человек, утоли голод его”.

То есть милостыню бедным нужно подавать вне зависимости от того, насколько они её заслуживают. Нищелюбие - верный (и самый простой!) путь к спасению души.

Существовали даже определённые правила “дорожного движения” на этом самом пути. Во-первых, ценна только та милостыня, которая передаётся непосредственно из рук в руки. И чем грязней и уродливей руки “принимающей стороны” - тем лучше. Частенько “профессиональные нищие” специально себя калечили, вырывая ногти или ломая пальцы и “сращивая” их под самыми фантастическими углами.

Разносчики заразы

Во-вторых, милостыня должна подаваться как бы тайком, мимоходом, быть “слепой” (то есть “благотворитель” не выясняет, на что она будет потрачена). Но нищий обязательно должен знать имя нищелюбца, дабы помолиться за него в церкви.

Спрос рождал предложение - и Европу буквально наводнила армия калек и убогих, как мнимых, так и реальных. Их терпели, прикармливали... Пока не разразилась первая эпидемия чумы - “Чёрной смерти”. Бродячие попрошайки, не хуже крыс, оказались разносчиками заразы - и отношение к нищим сильно ухудшилось.

Самыми последовательными в борьбе с “профессиональным нищенством” стали немцы (кто бы сомневался). Уже в 1370 году был принят закон, действовавший на территории Восточной Пруссии. Согласно нему, каждый просящий милостыню должен был получить у городских властей официальное разрешение на свой промысел. Тот, кому город позволял попрошайничать (как правило, своим, местным), получал особый медальон.

Бродяги без медальона могли провести в городе не более трёх дней, после чего исчезнуть - и не появляться в течение всего следующего года. Исключением стал некто “Пётр Пафнутьев сын”,забредший по каким-то своим “странным делам” в Кёнигсберг... и просто-напросто укравший медальон у “легитимного” бродяги.

Истеричные жёны, орущие младенцы

Известно, что возмущённый вероломством инородца бродяга ходил к властям жаловаться, но “Пётр Пафнутьев сын” оказался наделён таинственным даром: в его присутствии никогда не плакали маленькие дети, а у женщин прекращались все специфические недомогания. Слава о “Петре Пафнутьеве сыне” разнеслась по окрест­ностям Кёнигсберга, его зазывали в дома, где были орущие младенцы и истеричные жёны, его приваживали и прикармливали...

Бродяга, у которого он “позаимствовал” медальон, оказался единственным пострадавшим: прусская бюрократия не позволяла ему получить новый, взамен утраченного. В итоге ему пришлось растрясти свою мошну (а скоплено “профессиональным нищим” было немало) - и выкупить у “Петра Пафнутьева сына” собственный медальон. К тому времени у Петра появилось нечто большее, нежели похищенная вещица - очередная “излечённая” немка-вдова взяла его к себе сначала в работники, а позже - в мужья.

А вообще - нищих заносили в специальные списки, и с каждым из них проводились “душеспасительные” беседы.

Ситуация резко изменилась, когда официальной религией в Восточной Пруссии было объявлено протестантство. Католики, как известно, ставят превыше всего не труд и не накопление богатства, а “добрые дела, угодные Господу”. К последним относится и нищелюбие.

Каторга по приговору

Протестанты, провозгласившие святость труда, относились к неработающим с нескрываемым презрением. С XVI века в Германии стали возникать так называемые работные дома, куда нищих загоняли насильно, вне зависимости от того, какие причины заставили тех просить подаяние. Причём самые суровые условия содержания были не в английских работных домах (которые так ярко и трогательно описаны Чарльзом Диккенсом), а в прусских. В частности, в Кёнигсберге.

В Англии нищего было не так-то легко поймать на попрошайничестве: бродяги всегда носили с собой запас какого-нибудь мелкого товара (иглы, нитки, спички и т.д.), и когда приближался констебль, выкладывали перед собой всё это добро. Утверждая, что являются “честными торговцами”.

Если же констебль все же не верил и волок нищего к судье - тот, как правило, ограничивался порицанием или мелким штрафом. Тогда как в Восточной Пруссии никто не имел права торговать без патента - и попрошаек волокли в суд без снисхождения. А судья - также без снисхождения - приговаривал бродяжек к принудительным работам, чаще всего - тяжёлым и почти бессмысленным.

Попрошаек определяли наколачивать щебень - хотя с этим делом уже прекрасно справлялись механизмы. Нищие должны были по 14 часов в сутки долбать тяжёлым молотом по камню, довольствуясь чашкой пустого супа и парой кусков кислого ржаного хлеба в день.

Исцеление во дворе чудес

Всего в Восточной Пруссии было 24 работных дома, восемь из них - на окраинах Кенигсберга, остальные - разбросаны по периферии. Эти дома содержались за счёт городских властей. Помещались туда люди, арестованные в пределах данного круга. Служили эти дома не благотворительной и даже не “исправительной” целям - они функционировали, как “верное средство избавить порядочных граждан от бродячих попрошаек”.

“Избавляли” по-всякому. В одном из кёнигсбергских работных домов (он располагался в районе нынешней улицы Батальной) попрошаек содержали... в намордниках. От чего пять человек умерли, задохнувшись (может, их было и больше - “пять задохнувшихся” - есть версия официальная).

В общем, прусские нищие вполне могли считаться самыми несчастными в Европе. Во Франции, например, их “коллеги” обитали во многочисленных “дворах чудес”, которые назывались так потому, что сотни калек и убогих, вернувшись домой после “трудового дня”, неожиданно “исцелялись” и принимались кутить на собранное подаяние.

Фальшивые протезы

В Америке нищие организовывались в “тресты”. Так, в “тресте”, возглавляемом неким Зибелем,продавались фальшивые протезы, накладные горбы, лохмотья. Профессиональные гримёры рисовали на лицах “убогих” жутчайшие шрамы и язвы.

В “тресте” нищие сбывали свой товар - кусочки хлеба, колбасные обрезки, объедки(всё это оптом продавалось производителям корма для скота).

Зибель и его подельники снимали роскошные квартиры, содержали лошадей и абонировали ложи в театрах...

Даже в России, где со времён Петра Первого нищих преследовали, они в общем-то не особо бедствовали. Правда, откровенные бездельники здесь были не в почёте. Поэтому попрошайки выдавали себя за погорельцев, “божьих странников”, раненых солдат и “просящих на билет для возвращения на родину”...

В Пруссии подобное “разноцветье” было немыслимо. Известны, как минимум, две жуткие истории: в деревне под Инстербургом некая Марта Ульрих внезапно овдовела и осталась без средств к существованию. Через неделю после смерти мужа у неё сгорел дом. Марта пыталась вытащить из огня ребёнка, но малыш погиб, а она сильно обгорела. Пострадали руки и лицо.

Повесилась на дереве

Выйдя из больницы для бедных, Марта попыталась поступить в услужение - но никто не хотел брать служанку, обезображенную ожогами, с плохо гнущимися руками.

Марта, оголодав, попросила милостыни у прохожего - её сдали в полицию. Полицейский отвёз нищенку в суд, где судья “СНИЗОЙДЯ К НЕСЧАСТЬЯМ БЕДНОЙ ЖЕНЩИНЫ”, приговорил её “на первый раз” не к заключению в работный дом, а к... штрафу.

Марта бросилась в ноги к родственникам - но получила лишь суровую отповедь. Дескать, у хорошей, рачительной хозяйки всегда отложено что-то “на чёрный день”, а она, Марта, вела себя как глупая женщина - и должна быть за это наказана...

Марта повесилась на дереве перед домом своих родных. А после её смерти по деревне мистическим образом прокатилась волна самоубийств. Последним стал сын старосты, ни с того ни с сего повесившийся НА ТОЙ ЖЕ САМОЙ ветке, что и Марта...

Прокажённая деревня

Ещё одна женщина объявилась в деревне недалеко от нынешнего Славска (Хайнрихсвальде). На руках она несла больного ребёнка. Она смиренно постучалась в ворота крайнего дома и попросила немного еды. Хозяин дома посмотрел на неё с презрением - и ворота закрылись.

Женщина обошла всю деревню - и нигде не получила ни крошки еды. Зато вдоволь наслушалась нраво­учений. К вечеру она покинула деревню. А вскоре на лугу нашли два трупа - её и ребёночка.

На улицах Кёнигсберга не встречались бродяги и попрошайки. Но это не значит, что их не было...На улицах Кёнигсберга не встречались бродяги и попрошайки. Но это не значит, что их не было...

Покойников похоронили. А через некоторое время в деревне стали обнаруживаться больные проказой. В лепрозорий никому не хотелось, но соседи начали “сдавать” друг друга... В итоге почти вся деревня “переехала” в лепрозорий (на территории нынешней Польши), а сам населённый пункт фактически исчез. После чего призрак одетой в лохмотья женщины с ребёнком на руках долго маячил поблизости. Пока пастор соседнего прихода не догадался во всеуслышание объявить, что для КАЖДОГО страждущего у него найдётся кусок хлеба.

Преследовали как воров

Ну а в конце XIX века в Восточной Пруссии начался экономический бум. Те, кто остался без крова и денег из-за стечения обстоятельств, могли получить в Кёнигсберге работу и эконом-жильё. “Профессиональных” попрошаек преследовали по уголовным статьям - как воров и нарушителей общественного спокойствия. Тем не менее, энное количество нищих просуществовало вплоть до 1933 года. А пришедший к власти Гитлер занялся их истреблением - наряду с уничтожением “инородцев”, инакомыслящих и сумасшедших. Но это уже совсем другая история. А наши “прогулки” - продолжаются.

Д. Якшина

Из сайта Новые Колеса Игоря Рудникова.

11.04.2013 |НК №338| http://www.rudnikov.com/

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Июль-2013)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]