Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Хопп. -архитоектор Кёнигсберга

аша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу архитектора Ханнса Хоппа (Hanns Hopp). И сопровождает нас Денис Дунаевский, специалист по истории края, сотрудник музея Германа Брахерта.

Баварский сапёр

- По количеству построенных объектов и по метражу зданий, дошедших до наших дней, - говорит Денис Дунаевский, - Хопп, безусловно, может считаться архитектором №1 Кёнигсберга. Он строил всё - от крупных зданий общегородского значения до маленьких частных домиков. В частности, Восточная немецкая ярмарка (Deutsche Ostmesse), “Колония Амалиенау” (комплекс респектабельных особняков в зелёной зоне Кёниг­сберга), Торговый двор (центр здания был закрыт стеклянной крышей), в который переехала городская администрация Кёнигсберга, а дом получил название “Stadthaus” (“Город­ской дом”, ныне мэрия Калининграда), “Парк-отель”.

Известно, что Хопп родился 9 февраля 1890 года в ганзейском городе Любеке, третьим ребёнком в семье Катарины и Ханнса Хоппа. Родители дали ему хорошее образование. Он учился в гимназии, где вокруг него очень скоро стали собираться одарённые мальчики, интересовавшиеся техникой, экономикой и вообще всем новым в разных сферах человеческой жизни.

Хопп много рисовал - и маслом, и акварелью, изучал историю классического искусства, но был при этом новатором по своей природе. Завершал он образование в Карлсруэ и Мюнхене... Вообще он принадлежал к тому последнему поколению студентов в имперской Германии, которые - после падения империи - составят костяк немецкого авангарда 20-х годов.

Хопп участвовал в первой мировой войне - был призван в сентябре 1914 года и воевал в составе баварского сапёрного полка. Он даже сделал карьеру, дослужившись до офицера. А в немецкой армии путь от рекрута до офицера был долгим. Хопп же преодолел его за три года.

В окопах, правда, Хопп не воевал - он строил мосты, дороги, занимался прочими инженерными работами, так что пули противника его миновали, а опыт - появился.

Выставка в Москве

- После войны Хопп демобилизовался. Время было трудное: последствия Версальского договора, инфляция, безработица, депрессия. Не зря Эрих Мария Ремарк говорил о целом поколении молодых немцев, которые были убиты войной, избежав её пуль и гранат. Но Хопп к “убитому поколению” не относился. Напротив, именно 20-е годы стали его “звёздным часом”, “золотыми годами” - и в творческом, и в финансовом смысле слова.

Осенью 1919 года Хопп подал заявку на работу в только что основанное управление Немецкой Восточной Ярмарки в Кёнигсберге. Это управление стремительно разрослось до целого министерства, перед которым стояла серьёзнейшая задача - подъём немецкой экономики, “оздоровление” Восточной Пруссии, отрезанной от метрополии, путём налаживания торговых связей с Востоком. И, прежде всего - с СССР.

Кстати, Хопп бывал в Советском Союзе - на первой сельскохозяйственной выставке в Москве, в 1923 году. Он занимался экспертизой строительства выставочного зала (как сказали бы сегодня, экспо-центра).

Архитектурным воплощением важной задачи, поставленной перед Восточной Пруссией, и был построенный Хоппом “Дом Техники”, шедевр середины 20-х годов.

Грубый бетон

- Из железобетона строили и до Хоппа. Но он первым использовал бетон не только в качестве строительного материала, но и как элемент декора. Грубо обработанный бетон выполнял здесь эстетическую функцию, особенно в сочетании с гладким кирпичом.

Дом Техники был самым большим по площади залом в Кёнигсберге: 120 м в длину, 46 - в ширину, 13 - в высоту. При этом сама конструкция создавала оптическую иллюзию: здание казалось гораздо больше, чем было на самом деле. Здание, построенное на месте бывших кёниг­сбергских оборонительных сооружений, было многофункционально. Здесь находились выставочная площадь, кинотеатр (он был там, где сейчас паб “Британика”), ателье Хоппа, его квартира.

О квартире имеет смысл сказать особо. Хопп прожил в Доме Техники с 1925-го по 1933 год.(Следующий его адрес в Кёнигсберге - Риттерштрассе, ныне Чапаева, 33. Этот дом, построенный Хоппом, сохранился до сих пор. Хопп обитал в нём со своей третьей женой.)

Сам архитектор отзывался об этом времени так:

“Моя квартира в Доме Техники была самой большой и роскошной из всех, где я когда-либо жил. Одна комната - сорок квадратных метров, две - по тридцать квадратных метров, две - по двадцать, плюс зимний сад, бар и детская... В большой комнате были паркетные полы, на которые я положил кокосовые коврики, там стоял рояль “Блютнер”. Имелась прислуга...”

Пионер авангарда

- В это время Хопп действительно жил на широкую ногу. Он буквально купался в муниципальных заказах, строил один объект за другим и мог позволить себе самые безумные траты. У него были модные дорогие автомобили - имея личного водителя с машиной, он приобрёл себе “Ситроен”, затем поменял его на “Мерседес”. Для этого времени “Мерседес” был дичайшей роскошью: в 1926 году в Германии на 63 миллиона человек приходилось всего 39 тысяч владельцев собственных автомобилей!

Хопп на своём “Мерседесе” катался в Голландию - общаться с коллегами-архитекторами, а город оплачивал все его путешествия.

Как и полагалось состоятельному жителю Кёнигсберга, Хопп в 1929 году построил себе летний домик в Кранце (Зеленоградске).

Но деньги - при всей приятности обладания таковыми - не были главными в жизни Хоппа. В своей огромной квартире он устраивал выставки работ художников-авангардистов. Все остальные кёнигсбергские музеи и галереи были консервативны и не желали иметь НИКАКИХ дел с “пионерами авангарда”. А Хопп охотно привечал талант­ливых современников.

Трибуна Гитлера

- В его квартире был устроен настоящий салон, но не светский, а культурный. Там собирались члены кружка, которому он придумал название “Остров современников”. Кстати, одним из близких друзей Хоппа был скульптор Брахерт: его работы (как и работы ученика Брахерта Филица)украшали фасад фигуры мужчины с обнажённым торсом, который держит в правой руке шестерёнку, а в левой - плоский камень. А символические фигуры рабочих (там, где сейчас вход в “Бомбу”)выполнил Франц Филиц.

В бывшей квартире Хоппа (точнее, в том, что от неё осталось) сейчас располагается горпо(городское потребительское общество).

Кроме выставки (т.к. Немецко-Восточная ярмарка была сезонной), здание Дома Техники использовалось и для различных массовых сборищ. Так, ещё до прихода нацистов к власти, там выступал Гитлер (потом он будет выступать не раз, последнее его “явление немецкому народу” состоится в Доме Техники в 1942 году).

Кстати, Хопп был предельно аполитичен, не состоял ни в каких партиях - но после 1933 года его обозвали “коммунистом”. Он перестал быть “городским архитектором”, чему немало поспособствовал некто Курт Фрик, ставший “фаворитом нацистов”. Фрик терпеть не мог Хоппа - в первую очередь, из-за того, что именно Хоппу, а не Фрику в “звёздное десятилетие” доставались самые “жирные” заказы.

Ханнс Хопп за рулём своего кабриолета, 1939 год

В честь Альберта Лео Шлагетера

- Чтобы выжить, Хопп ушёл в проектирование частных вилл. А Дом Техники в 1933 году переименовали в Шлагетерхаус - в честь Альберта Лео Шлагетера, одного из новоявленных “нацистских мучеников”. (Во время французской оккупации Рура в 1923 году Шлагетер возглавил партизанский отряд, устраивавший диверсии на железных дорогах. Пустил под откос несколько французских поездов. Был арестован французскими властями, обвинён в шпионаже и саботаже и 26 мая 1923 года казнён по приговору военно-полевого суда.)

Дом Техники по-прежнему использовался под ярмарки - тем паче, что вплоть до 22 июня 1941 года Рейх поддерживал с СССР торговые отношения.

В августе 1944-го, во время бомбёжки Кёнигсберга английской авиацией Дом Техники особенно не пострадал (сгорели, правда, деревянные павильоны). Штурм города в апреле 1945-го тоже прокатился, не сильно его изувечив (разве что не стало крыши и панорамных окон). Долгое время Дом Техники существовал в привычном для Калининграда виде “война закончилась вчера”. Затем возникла идея реконструкции. Предполагалось даже восстановить логотип Восточной Ярмарки и назвать объект Центральным Торговым Домом.

Казнь Альберта Шлагетера

Увы, реконструкция оказалась дорогой, авторы идеи продали свой проект - в итоге появился “Эпицентр” с надстройкой на фасаде, которая изменила замысел Хоппа в принципе. Но... пусть не в том виде, в каком проектировал его Хопп, однако Дом Техники существует. Как и другие его детища.

“Прогулки” по Кёнигсбергу Хоппа - продолжаются.

Д. Якшина

Зал Дома Техники - самый большой в Восточной Пруссии

Из сайта Новые Колеса Игоря Рудникова.

18.04.2013 |НК №339| http://www.rudnikov.com/

 

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Июля-2013)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]