Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Кенигсбергская Академия художеств

Возникновение Кенигсбергской Академии художеств было связано с культурными общегерманскими процессами. В 1696 году курфюрст Фридрих 111 основал в Берлине первую немецкую Академию художеств. А веком позже, в 1786-1788 гг. из недр берлинской академии наук и художеств вышел план создания художественных школ в местностях, где существуют большие мануфактуры и фабрики, при которых производится «обработка вещей со вкусом». Эту идею выдвинул Даниель Ходовецкий, известный художник, гравер, а в те годы – ректор Берлинской академии.

    Д. Ходовецкий бывал в Кенигсберге, по его инициативе графиню Ш. К. А. фон Кайзерлинг приняли в почетные члены Берлинской академии художеств.

    Предложение Д. Ходовецкого о создании провинциальных художественных школ нашла в Кенигсберге горячий отклик, она была поддержана обер-бургомистром Теодором фон Гиппелем. 18 сентября 1790 года была основана Школа искусств и рисования (Kunst-und Zeichenschule).

    Первым руководителем школы стал художник Иоганнес Матиас Янсон (Johannes Mattias Janson,  1751 – 1794), прибывший из Берлина. Первоначально 50 учеников школы занимались на квартире профессора физики и химии Кенигсбергского университета Карла Готфрида Хагена в Трагхайме. После преждевременной смерти Янсона в 1794 году школу возглавил Кристиан Дархов (Chriatian Darchow), его преемником в 1800 году стал Андреас Кнорре (Andreas Knorre, 1793 – 1841), также приехавший из Берлина.

    В 1802 году в зале Московитов Королевского замка открылась первая большая художественная выставка, на которой наряду с кенигсбергскими авторами были представлены художники из Берлина. Примерно в то же время школа  была переведена из квартиры Хагена в небольшой дом на Кенигштрассе, которая в то время еще называлась Ное Зорге.

    В 1825 году сын Карла ХагенаАвгуст – принял кафедру филологии в Альбертине и сразу преобразовал ее в кафедру истории искусств. Вскоре он с городскими советниками Дегеном (Degen) и Фридманом (Fridmann) основал художественно-промышленное объединение, а также общество «Пруссия».

    Покровительство идеям Августа Хагена (1797 – 1880) оказывал Теодор фон Шён (1773 – 1856), первый Оберпрезидент Восточной и Западной Пруссии. 20 февраля 1835 года он выступил перед королем с докладом, содержавшим предложение построить художественный зал для всех организаций, занимавшихся художествами. К этому времени в Кенигсберге уже действовали художественно-ремесленная школа и частная школа рисования, имелись собрание гипсовых скульптур в университете и коллекция живописи при художественном объединении.

    19 марта 1838 года Т. фон Шён направил смету и план строительства королевскому архитектору Шинкелю (Schinkel Karl Friedrich, 1781 –1841). План предусматривал строительство четырехэтажного здания с двумя конференц-залами, библиотекой и т. д. Автором плана был архитектор Ульрих.

    17 апреля 1838 года проект был одобрен, а в мае 1839 года началось строительство, которое было завершено в 1841 году. В том же году Т. фон Шён вновь обратился к королю с предложением разместить в новом здании Академию художеств по образцу Дюссельдорфской. 3 июля 1842 года король Фридрих-Вильгельм 1V дал разрешение. Впредь эту дату считали началом «эры высокого искусства в Кенигсберге».

    Ректором Академии был избран Карл Людвиг Юлиус Розенфельдер (Rosenfelder, 1813 – 1881). 7 марта 1845 года король своим указом утвердил это избрание.

    Занятия в Академии начались 1 сентября 1845 года, лекции читал сам Розенфельдер. Постепенно формировался преподавательский состав. В 1846 году ведущим педагогом стал Х. Геммель (H. Gemmel, 1814 – 1868), который вел курс перспективы и архитектуры, а позже и курс археологии совместно с профессором Фридлендером (Friedlander).  Класс пейзажа вел профессор А. Берендсен (A. Bherendsen, 1818 – 1886). В 1847 году в число преподавателей вошли доктор Мюнхенберг (Munchenberg), преподававший анатомию, и профессор Август Хаген, читавший лекции по истории искусств.

    1 сентября началась педагогическая деятельность Максимилиана Антония Пиотровского (M. A. Piotrowski, 1813 – 1876) и Роберта Троссена (Trossin 1820 - 1896). Выпускник Берлинской Академии художеств Пиотровский преподавал по классу гипса , а Р. Троссен по классу  гравюры.

    После подготовительного периода в 1849 году вступил в силу  учебный план, в соответствии с которым набирались восемь подготовительных и два художественных класса. Подготовительные классы:

   1) элементарный класс;

   2) класс гипса (рисование гипсовых фигур);

   3) рисование с натуры;

   4) рисование обнаженных фигур;

   5) анатомия;

   6) перспектива;

   7) пейзажная живопись;

   8) рисование одежды.

Каждый класс заканчивался экзаменом. После этого начинались художественные студии:

1. Фигуральная живопись, портрет, картины на исторические темы, жанровая живопись.

2. Пейзажная живопись

   В 1869 года Розенфельдер в докладной записке в министерство отмечал, что большинство учащихся тяготеет к пейзажной живописи. Связывал он это с процессами, происходящими в искусстве: в Европе в это время появлялись колонии художников, поселявшихся в деревне, в маленьких городках.

    В 1855 году отмечалось 600-летие Кенигсберга. В связи с этим Розенфельдер, Пиотровский и Берендсен сделали альбом с рисунками на исторические темы. Этот альбом предназначался в качестве подарка королю Фридриху Вильгельму 1V и его супруге. В том же году король наградил Розенфельдера Орденом Красного Орла 1V степени. Берендсен, Геммель и Пиотровский получили профессорские звания.  

   В 1871 году было завершено оформление актового зала университета. Л. Розенфельдер выполнил росписи, посвященные теологическому и медицинскому факультетам. Они получили названия: «Святой Павел, проповедующий в Афинах», «Гиппократ на одре болезни». Розенфельдеру помогали ученики – Иоганн Хайдек (J Heydeck 1835 – 1810), Эмиль Найде (Emil Neide), Отто Браузенветтер (Otto Brausenwetter).

    Большие росписи, посвященные философскому, математическому и историческому факультетам выполнил М. Пиотровский: «Смерть Сократа», «Архимед во время осады Сиракуз», «Геродот из Галикарнаса».

    На торжественном открытии актового зала руководство Альбертины присвоило Л. Розенфельдеру звание почетного доктора философии, тем самым была отмечена его деятельность как художника и ректора Академии художеств.    

      В 1974 году Розенфельдер пригласил из Веймара пейзажиста Макса Шмидта (Max Schmidt 1818 – 1901), который и сменил Розенфельдера, руководившего Академией 29 лет, на посту ректора. М. Шмидт был ректором с 1874 года до 1880-го и сформировал в Академии такое художественное направление как историзм.

    В июле 1890 года после смерти К. Штеффека  ректором Академии снова стал М. Шмидт и оставался в этой должности до конца октября. Его заслуги перед искусством многократно отмечались медалями, в том числе Большой золотой медалью Берлинской Академии и медалью Венской Академии. В 1895 году по случаю 50-летия Академии художеств, Шмидту присвоили почетное звание доктора Кенигсбергского университета. 

    Именно в годы ректорства М. Шмидта в Академии обучался будущий известный художник Ловис Коринт (Lovis Corinth 1858 – 1825). Впоследствии он вспоминал, что в это время в Академии процветали интриги. Шмидт принял на место скончавшегося Пиотровского Отто Гюнтера (Otto Gunter 1838 – 1884) из Веймара. Гюнтер организовал прогрессивное объединение живописцев.

   В начале 1880 года из Берлина пришел циркуляр о назначении директором Академии Карла Штеффека (Steffeck 1818 – 1890). Он был учеником и другом Франца Крюгера (Kruger) и учителем Макса Либермана (Liebermann). За 10 лет пребывания в должности Штеффек провел большие реформы в Академии. Так, в 1890 году к обучению впервые были допущены женщины. До этого они могли только брать частные уроки живописи, как, например, начинающая художница Кэте  Шмидт, ставшая знаменитой Кэте Кольвиц. Она занималась у живописца Густава Науйока и гравера Рудольфа Мауера. 

  Сам Карл Штеффек прославился как анималист. Из его школы вышли многочисленные ученики, любимым сюжетом которых стал лось – символ Восточной Пруссии. 

    В Академии происходила смена преподавателей. Отто Гюнтер заменил в классе гипса Эмиля Найде. На место скончавшегося профессора Августа Хагена был принят историк Роберт Мюллер (Robert Muller), которого в 1883 году сменил доктор Георг.

    В 1881 году был создан класс скульптуры, который в 1882 году возглавил выпускник Берлинской Академии Фридрих Ройш (Friedrich Reusch). В 1884 году заболел Р. Троссен, который руководил двумя классами: начальным и медной гравюры. На его место был назначен Генрих Сакс (Heinrich Sachs) из Берлина. В 1886 году был назначен новый преподаватель анатомии – доктор Цандер (Zander).

    Здание Академии стало мало, пришлось пристроить несколько помещений, в которых возникли 8 мастерских.

    После ухода М. Шмидта непродолжительное время директорские обязанности исполнял Георг Кнорр (Georg Knorr). А затем в 1901 году ректором Академии стал Людвиг Деттман (Ludwig Dettmann 1865 - 1916). С его именем связан новый этап развития Академии художеств. Именно благодаря Деттману Академия стала важнейшей частью культурной жизни Кенигсберга, который к началу ХХ века превратился в крупный торговый и промышленный центр.

    С Л. Деттманом в Академию пришел экспрессионизм. Новый ректор взял на себя смелость пригласить для преподавания активных членов обществ «Югенд» и «Симплициссимус». Среди них – Рихард Пфайфер (Richard Pfeifer) из Мюнхена, Отто Хайхерт (Otto Heichert) из Дюссельдорфа. Р. Пфайфер сменил Иоганнеса Хойдекера - последнего преподавателя, чье имя связывали с «эрой Розенфельдера».

    Из Дюссельдорфа прибыл также Олоф Йенберг (Olof Jenberg). Вместо скончавшегося Фридриха Ройша класс скульптуры возглавил Станислаус Кауэр (Stanislaus Cauer). Класс графики после смерти Г. Закса перешел к Генриху Вольфу  (Heinrich Wolf), выпускнику Берлинской Академии, считавшемуся лучшим графиком Германии. Вольф создал портретную галерею представителей среднего класса Кенигсберга.

    Кроме того, в число преподавателей вошли Карл Шторх (Karl Storch), Герман Вирт (Hermann  Wirth), Фридрих Ларс (Friedrich Lahrs), который вел такой предмет, как «плоскостная живопись».

    Старое здание Академии на Кенигштрассе стало тесным и с 1909 до 1916 года велось строительство нового здания, спроектированного Ф. Ларсом.

    В годы, когда ректором был Деттман, целая плеяда выдающихся художников творила в стенах  Академии. Среди них Артур Дегнер (Arthur Degner), Франц Домшайт (Franz Domscheit), Альфред Партикель (Alfred Partikel).

    В 1916 году пост ректора Академии занял Альфред Брюль (Alfred Bruhl 1862 – 1933). В 1919 году его сменил С. Кауэр, который возглавлял Академию до 1922 года. В эти годы в Академии шла борьба за демократизацию процесса обучения. Во главе студенческого движения, «комитета студентов» стоял Эрнст Мюлленхауэр (Ernst Mullenchauer 1892 - 1963). Он был тесно связан с колонией художников, которые с 1896 года поселились на Куршской косе, в Ниддене. На косе Мюлленхауэр познакомился со знаменитым немецким экспрессионистом Пехштейном (Pechstein), которого «комитет студентов» пожелал видеть преподавателем Академии. Но тот отказался, и тогда пригласили выпускника  Академии А. Дегнера.

    После С. Кауэра на пост ректора Академии был назначен Вильгельм Тиле(Wilhelm Tiele). Он не справился с трудной ситуацией в Академии и был переведен в 1924 году в Берлин.

    Колония художников в Ниддене не осталась в стороне от событий, потрясавших Академию. Они направили в министерство докладную записку с требованием отзыва всех старых преподавателей Академии. В то же время Мюлленхауэр основал совместно с художником Александром Кольде (Kolde) объединение художников «Круг» (Der Ring), ядром которого стали экспрессионисты Восточной Пруссии.

    Наконец, свое слово в конфликте сказало Министерство, назначив директором Академии чиновника Германа Ноллау (Nollau). Появились новые преподаватели, среди которых выделялись Фриц Бурман (Fritz Burmann 1892 - 1945), Альфред Партикель (1888 – 1945), Франц Мартен (Franz Marten 1898 – 1970). Они привнесли в Академию новое направление – конструктивизм.

   Ф. Бурман, приглашенный в Академию в 1925 году, руководил мастерской живописи, унаследовав ее от Альбрехта (Albrecht 1862 – 1926). Основной в деятельности Бурмана была фигурная и монументальная живопись, занимался он также фресками и витражами. Фресковая и витражная живопись хорошо вписывалась в программу переориентации Академии на прикладное творчество.

    Когда Бурман был приглашен на работу в институт изобразительных искусств в Берлин-Шарлоттенбург, его преемником стал Эдуард Бишоф (Eduard Bichoff 1980 - 1974). Наряду с А. Партикелем он являлся самым значительным представителем восточно-прусской живописи ХХ века. Партикель был самым заметным пейзажистом Кенигсбергской академии в ХХ столетии. Видной фигурой был также Ганс Виссель (Hans Wissel 1897 – 1948), руководитель класса скульптуры.

    В 1929 году В Академии был создан класс прикладной графики и прикладного искусства. Возглавлять его пригласили Франца Мартена, который в 1936 году получил звание профессора и стал заместителем директора.

      В эти годы в Ниддене скончался один из основателей колонии художников Герман Блоде, и его дом и дело унаследовал его зять – Э. Мюлленхауэр. В честь Г. Блоде он учредил стипендию, которой ежегодно награждали нескольких студентов, кроме того они могли бесплатно пользоваться ателье в Ниддене. Среди стипендиатов можно отметить Рудольфа  Гризарта и Генриха Клумбиса.

    Экономический кризис 30-х годов заставил правительство Германии издать указ от 1 апреля 1932 года о закрытии Академий художеств в Бреслау, Касселе и Кенигсберге. Затем постановление для Кенигсберга несколько смягчилось, и Академию сохранили, уменьшив количество учеников до 28. Академия же была переименована в «Государственные мастерские изобразительного искусства». Директором был назначен Курт Фрик (Kurt Frick 1884 – 1963). Эту должность он получил как член НСДП. Одновременно он был руководителем имперской палаты изобразительных искусств.

    В это время получили распространение государственные заказы, в основном, связанные со строительными объектами. Поскольку Фрик принадлежал к числу наиболее популярных архитекторов Восточной Пруссии, то ученикам его класса позволялось не только учиться, но и много работать практически.

   В 1933 году уехал во Франкфурт Вильгельм Хайзе (Wilhelm Heise), который в свое время унаследовал кафедру Генриха Вольфа. «Наследником» Хайзе стал Норберт Долецих (Norbert Dolezich).

    С 1935 году учебным предметом стало сценическое искусство (сценография), но лишь до 1939 года. Продолжалось чтение лекций по истории искусства, по анатомии и перспективе.

    24 января 1945 года, когда советские войска вышли к границам Восточной Пруссии, директор К. Фрик объявил своим сотрудникам: «Академия больше не является действующим учреждением». И далее сказа: преподаватели и слушатели поэтому свободны принять решение об оставлении Кенигсберга, если они не связаны военными обязанностями…»

    Так закончилась история Кенигсбергской Академии художеств. Часть художников, перебравшихся в центральную Германию, считали себя членами Кенигсбергской Академии и годы спустя.

    Кенигсбергская Академия художеств внесла значительный вклад в развитие немецкого изобразительного искусства. Из стен Академии вышли прекрасные художники, среди них: Эрнст Бишоф-Кульм, Вольдемар Рослер, Ловис Коринт, Артур Дегнер. В произведениях Франца Домшайта, Эрики Ейзенблаттер-Ласковски, родившихся и выросших в Пруссии, прослеживаются традиции народной культуры, причем не только немецкие, но и славянские. Итогом всех поисков стало рождение немецкого экспрессионизма, достигшего высот в произведениях Мюлленхауэра и Эленштейна. Новые течения проявились в пейзажах А. Партикеля.

    В настоящее время в здании Академии художеств находится школа № 21.

 

 

Материал подготовлен В. В. Чернышевой, старшим научным сотрудником Историко-художественного музея.

Категория: ВИЭ | Добавил: cashtan (03-Ноябрь-2012)
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]