Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Кантианство
КАНТИАНСТВО — условное обозначение совокупности филос. учений и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта. Появление его сон. Трудов произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся рецензии, они обсуждаются на страницах газет и журналов, специализированных периодических изданий, некоторые из которых (в Иене, Галле) становятся пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие нем. философы, ученые и поэты сравнивают Канта с Моисеем, Сократом или Лютером, а его труды называют бессмертными. Влияние философии Канта просматривается в историко-филос. исследованиях (И.Тифтрунк), в теории права (Г. Хуфеланд, А. Фейербах), философии религии (В. Г. Тиннеман, X.Паулюс), в эстетике (Ф. Шиллер, Гёте) и др. Публикуются работы, посвященные кантовской философии, ее популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого ра¬зума» И. Г. Шульца (1784, рус. пер. 1910), «Письма о кантовской философии» К.JI.Рейнгольда (1786—1787); в 80—90-х гг. 18 в. выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (X. Е. Шмидта, Г. Меллина, Ф. Грилло,С.Мутшелле, А. Месса и др.). Вместе с тем появление такого рода работ было вызвано не только глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложения «Критики чистого разума» в «Пролегоменах» (первоначально имев¬ших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию 2-го варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения. Тем не менее опасениям Канта— оказаться непонятым — суждено было сбыться, подтверждением чему стала уже первая рецензия на «Критику...» X. Гарве—И. Федера (1782), где его т. зр. была отождествлена с идеализмом Беркли. Но еще более красноречивым свидетельством тому стали работы, посвященные кантов¬ской философии, авторы которых считали себя ее последо-вателями, пытаясь «всего лишь» несколько «исправить» ее недостатки, «улучшить» некоторые ее принципы и понятия и т. п. Именно такой пытался представить свою «эле¬ментарную философию» Рейнгольд, а С.Бек свою работу 1796 даже назвал как «Единственно возможную точку зрения, с которой должна оцениваться критическая философия». В этих работах, как и в трудах Г. Э. Шульце-Энезидема, С. Маймона, раннего Фихте и др. нем. философов кон. 18 в., если не единственный, то осн. недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе, т. е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разно¬видность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны Канта в «Пролегоменах», во 2-м изд. «Критики...»(особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а так¬же в целом ряде писем и др. работ, в т. ч. и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» (1799), где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей нем. классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии. В силу названных и ряда др. причин к К. в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф. Т. Ринка и Г. Б. Ёше, филос. деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о как сколько-нибудь серьезной и оформившейся филос. школе или на¬правлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство», к которым относят эмпирико¬психологические трактовки Канта у Я. Фриза, В. Круга, Ф. Бенеке в Германии, фр. популяризатора кантовской философии Ш. Вилле, спиритуалистический эклектизм Кузена, неокритицизм Ш. Ренувье, некоторых поздних пред¬ставителей шотландской школы «здравого смысла» (т. наз. «религиозный агностицизм» Гамильтона) и др. Во 2-й пол. 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда тек¬стологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей т. наз. кантофилологии (Г. Файхингера, И. Эрдмана, Б. Эрдмана, Э. Адикеса, Р. Райке и др.), деятельность которых во многом способ¬ствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства и др. филос. школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта. 

В.А.Жучков (Из «Философского словаря» под ред. И.Т.Фролова. М.2009)
Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (06-Август-2012)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]