Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Якоб Штенке и его канал Эльблонг-Остродо

Несколько лет назад мне довелось побывать в польском городе Эльблонге, а оттуда отправиться в маленькое, но полное ярких впечатлений путешествие по каналу до Остродо на корабле, который двигался не только по воде, но и по суше. Узнав, что канал построил архитектор Штенке, я вспомнила, что имя его попадалось в книгах по истории Пиллау. И действительно, Якоб Штенке, автор поразительного инженерно-технического сооружения, выходец из Пиллау, где он родился в 1801 году в семье известного спасателя на воде Иоганна Фридриха Штенке, утонувшего в возрасте 48 лет при спасении команды английского судна «Индустрия». Сын его Якоб стал инженером и всю свою жизнь посвятил сначала созданию проекта, а затем строительству канала Эльблонг-Остродо.

«В 1825 году были созданы им планы для объединения верхнемецких озер», - писал Август Амбрассат в книге «Восточная Пруссия».

При соединении озер Штенке столкнулся с тем, что они находились на разной высоте над уровнем моря. Озеро Драузен было расположено на 104 метра ниже, чем другие водоемы на пути нового канала. Эту разницу в уровнях вод надо было преодолеть на расстоянии 7,5 километров с помощью шлюзов. Штенке начал с того, что понизил уровень воды в других озерах, и он стал не более чем на 99 метров выше озера Драузен.

Пришлось строить земляную дамбу шириной 39 метров, а затем в ней прорывать канал. Шлюзы поддерживали необходимый уровень воды. Чтобы попасть из одного озера в другое, построили покатую земляную насыпь, склоненную к руслу канала. Отработанные воды шли по туннелю, выложенному булыжником.

Каждый сухой перекат состоит из двух неравномерных скатов: меньшая часть служит силой тяги и находится под водой. По сухому перекату положены рельсы, расстояние между которыми 3,14 метра. Корабль ставится на платформу, длина ее 20 м, ширина 3,14 м. Она приводится в движение стальными канатами исключительной прочности.

На равнине Ной Русфельд работает турбина. Вода, вращающая колесо, идет из верхней части канала. Корабль на платформе, достигнув необходимой глубины, сходит с нее и далее двигается по воде самостоятельно. Прохождение корабля по сухому перекату длится 15 минут, и это впечатляющее зрелище.

Поздней осенью вода из каналов выпускалась, и они становились совершенно сухими. Вода сливалась в озеро Драузен. Весной канал наполнялся из озера Тиннау.

После того, как строительство канала было закончено в 1858 году, счастливый Якоб построил себе виллу в северной части Ретлоф Зее, разбив около нее прекрасный парк. Несмотря на блестящие предложения по строительству других объектов, Штенке остался верен своему детищу, следил за его работой, был верным стражем и врачевателем.

Умер Штенке в Эльблонге в 1884 году. Впоследствии ему было присвоено звание почетного жителя города.

После строительства железной дороги канал утратил свое грузо-транспортное назначение, но зато тысячи туристов в течение лета получают массу удовольствия и впечатлений.

Остается добавить, что сын Якоба Штенке Георг после окончания Кенигсбергского инженерного училища жил в Пиллау, и под его руководством был построен форт «Западный» на косе Фрише Нерунг. Остатки форта можно увидеть и сейчас.  
Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (29-Августа-2012)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]