Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Формирование транспортного комплекса Кенигсберга

Довоенное развитие транспортной системы провинции Восточная Пруссия в значительной степени определялось возможностями Кенигсберга как морского порта и важного железнодорожного узла в Прибалтике.

Большое значение развитию транспортных коммуникаций стали придавать во второй половине XIX века. До этого времени главным торговым путем в Россию являлась река Неман.  В 1857 году была построена железная дорого, которая связала главный город  Восточной Пруссии с западом Германской империи. После продолжения этой транспортной артерии до границы Российской империи ее значение возросло.


В 1861 году было открыто железнодорожное сообщение Берлин – Кенигсберг. Вторая железнодорожная ветвь связала Кенигсберг с Берлином через Штеттин – Данциг.


В 1871 году была построена Южная железная дорога, которая соединила южную часть провинции с Кенигсбергом,. Кроме того, она подключила экономику Восточной Пруссии к плодородным районная Российской империи.


В 1863 – 1873 гг. построили канал, соединивший реку Минию с Куршским заливом, что улучшило транспортную структуру региона.


Перед первой мировой войной Кенигсберг стал экспортным портом для многих стран, местом международной торговли между Западом и Востоком. Основу кенигсбергской морской торговли до первой мировой войны составляла торговля зерном и лесов, большинство грузом шли из России. В среднем морской экспорт и импорт грузов достигал 1 миллиона тонн в год.


По железно дороге доставлялось 1,4 миллионов тонн груза, а речные перевозки и сплав леса составляли 1,25 миллионов тонн.


Товары, поступавшие морским путем в Кенигсберг, использовались, в основном для внутреннего потребления жителями провинции, для нужд Восточной Пруссии. Исключением были поставки сельди. Из 600 тысяч бочек сельди, доставлявшихся в Кенигсберг, 400 тысяч бочек отправлялись транзитом по железной дороге в Россию.


75% всего морского вывоза из Кенигсберга составляли грузы российского происхождения. Значительная часть российской продукции перерабатывалась на заводах и фабриках Кенигсберга и затем шла на экспорт. Так, из России ежегодно доставлялось более 75 тысяч тонн льна, конопли, пакли, которые перерабатывались на канатных и шпагатных фабриках Кенигсберга, и готовая продукция отправлялась во все страны Европы и Северной Америки.


В 1913 году Кенигсберг стал главным транзитным портом для российских товаров, благодаря торговым связям с Россией грузооборот порта возрос до 1,8 миллионов тонн в год. Чтобы еще больше увеличить возможности порта начались работы по углублению канала, по расширению гавани.


В результате первой мировой войны кардинально изменилась ситуация в Восточной Пруссии. Был потерян важнейший источник доходов – торговля с Россией. На границе Восточной Пруссии и России возникли самостоятельные государства Польша и Литва, тем самым у Германии не стало общей границы с бывшим главным торговым партнером. Возникла необходимость заключения договоров с каждой страной отдельно. В итоге, резко снизились объемы товарооборота. Если в 1913 году в Кенигсберг поступало 3, 39 миллионов грузов, то в 1925 – 1, 8 миллиона, товарооборот только в Кенигсбергском порту упал в три раза. Экономика Восточной Пруссии, оказавшись в изоляции, пришла в  совершенный упадок.


Для решения возникших проблем была создана «Восточно-прусская служба при императорском и государственном министерстве», которая разработала специальную программу «Восточная Пруссия».


Эта программа предусматривала реализацию возникшей  еще в 1918 году идеи создания свободной территории в Кенигсбергском порту. В соответствии с программой было принято постановление бундесрата, в котором намечалось введение беспошлинного хранения грузов, строительство промышленных предприятий и сооружений индустриальной инфраструктуры на этой территории.


Во исполнение данного постановления начались работы по углублению до 8 метров и расширению до 30 метров судоходного канала,  освещению его, чтобы осуществлять безопасную проводку судов в ночное время.


В новом Кенигсбергском порту создали три гавани – Свободную, Индустриальную, Лесную. Именно Свободной гавани предназначалась важная роль свободной экономической зоны. Под СЭЗ выделили более 300 тысяч квадратных метров, сама же гавань занимала площадь в 80 тысяч квадратных метров. Гавань имела причальную стенку длиной 450 метров и два огромных складских помещения. Современное оборудование для погрузочно-разгрузочных работ последовательно дополнялось другими элементами промышленной инфраструктуры, необходимыми для свободного порта.


Постепенно портовое хозяйство совершенствовалось, появился холодильник, склад горючего, 30 портовых кранов. В порт протянули железнодорожную линию, построили морской вокзал. Все эти усилия сыграли свою роль, и в середине 30-х годов Кенигсберг смог стать сильным конкурентом для других  портов на Балтике.


Для увеличения эффективности. Стали использовать тандем, т. е. объединенный порт Кенигсберг – Пиллау.К началу второй мировой войны он занимал пятое место среди всех портов Германии, второе – в германской торговле на Балтике. Из Англии везли каменный уголь и удобрения, из Голландии – машины, изделия из стали и железа. Бельгия поставляла удобрения, Швеция – цемент и строительный камень. Из США доставляли нефть, а из Российской империи древесину. Импорт из СССР составлял 277 тысяч тонн различных грузов, в основном продукцию сталелитейных заводов, сельскохозяйственную продукцию. Из Кенигсберга в СССР в те же предвоенные годы отправлялось не более 9 тысяч тонн продукции.


Сухопутные перевозки осуществлялись по основным жеклезнодорожным линиям – Берлин – Мириенбург – Кенигсберг. Вена – Берлин – Торн Инстербург – Кенигсберг. Железнодорожные перевозки ИМЛИ такую структуру: одна треть – восточные товары,  одна треть – советские товары, одна четверть – силезский уголь.


Автомобильный транспорт был немногочисленным, авиационный начинал развиваться. Гражданские авиаперевозки из Кенигсберга были одними из первых в Европе.   


Развитие транспортного комплекса Калининграда

Решение Потсдамской конференции (1945 г.) северная часть Восточной Пруссии вошла в состав РСФСР. Транспортная инфраструктура оказалась в существенной степени разрушенной. Ее восстановление началось сразу в нескольких направлениях – возрождение порта, пуск железнодорожного движения.


Одним из первых гражданских предприятий , начавших функционировать в разрушенном войной Кенигсберге стал порт, переданный гражданским властям по акту, подписанному маршалом Советского Союза А. М. Василевским.


С первых дней существования предприятия его работники ремонтировали оставшееся хозяйство, восстанавливали трофейные немецкие плавательные средства, механизмы, разрушенные цеха, мастерские, склады и т. д. В то время порт имел 3 грузовых района. На погрузку-выгрузку привлекали и немецкое население, производя оплату труда точно по тем же расценкам, что и советских докеров. В первое время работами в порту и военнопленные, разгружавшие репарационный груз из Германии.


В общей тенденции развития транспортной схемы Калининградской области, т. е. в создании сети грузовых терминалов, консигнационных складов, оптимизации транспортных потоков, морской торговый порт занимает ключевые позиции.


Несколько позже был образован Морской рыбный порт. Это произошло в 1947 году на базе Лесной гавани. Он обслуживал рыбодобывающий флот. В основном порт был построен в середине 70-х годов ХХ века. 


Для серьезного развития морского транспортного комплекса необходимо, кроме планируемой постройки глубоководных причалов в Балтийске, создание в Калининградской области морского транспортного предприятия. Некоторые исследователи (В. В. Ивченко) предлагают в качестве первого шага организацию в Калининграде филиала Петербургского морского пароходства. 


Калининградский речной порт входит в Западное  речное пароходства. Порт специализируется на перевалке насыпных грузов.


Несмотря на то, что в настоящее время Западное речное пароходства доставляет грузы в 100 портов Европы, используя суда «река – море», объемы перевозок по сравнению с 1990 годом заметно сократились.


Помимо морских  и речного портов важную роль в комплексе играет железнодорожный транспорт. В состав Калининградской железной дороги входят 55 станций, в том числе сортировочные в Калининграде и Черняховске.


Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в объеме всех транспортных услуг, обслуживании хозяйственных потребностей хозяйственного комплекса Калининградской области, во внешнеэкономических связях региона.


По степени насыщенности железнодорожной сетью область занимает седьмое место в России. Железнодорожные пути имеют выходы в сопредельные государства:  в Литву и  в Польшу. Имеется также ветка с европейской колеей, связывающая Калининград с Польшей.


Калининградская железная дорога связывает морские и речные порты, целлюлозно-бумажные комбинаты, крупные предприятия области.


Железная дорога ежегодно перевозит более 8 миллионов тонн грузов различного назначения, до 30 миллионов человек. К сожалению, из-за недостаточной высоты контактных линий невозможны перевозки контейнеров в два этажа, как это делается на остальной территории России.


В Калининград  по железной дороге привозят, в основном,  уголь, нефтепродукты, строительные материалы, лесные грузы, металл, продукты питания. Грузы завозятся из Северного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов России, а также с Украины, Белоруссии. Нефтепродукты представлены мазутом и дизельным топливом.


В общем объеме поступающих в Калининград вывозимых за его пределы грузов внешнеторговые перевозки достигают 60%. Это сырая нефть, целлюлоза, уголь, зерно.


Сеть автомобильных дорог в Калининградской области является одной из наиболее развитых в Российской Федерации. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 4625 километров территориальных дорого и 252 километра дорог федерального назначения.


Плотность автомобильных дорог составляет 303 км на 1000 кв. км территории, что значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие (в России в среднем 58%). Из Калининграда легко можно добраться до любого районного центра области и ко всем  135 центральным усадьбам хозяйств, поскольку туда ведут автомобильные дороги с твердым покрытием. К дорогам федерального значения относятся Калининград – Нестеров, Гвардейск – Неман.


Автомобильный парк Калининграда сосредоточен у 15 крупных перевозчиков, которые располагают 1,2 тыс. грузовых автомобилей и 0,45 тыс.


Существенную роль в транспортном комплексе региона играет воздушный транспорт. Калининградское авиапредприятие обеспечивает сообщение с городами России, стран СНГ и европейскими странами. В последний год на рынке авиационных услуг появился и «Аэрофлот», а также польские авиалинии. Стоит отметить, что с введением визового режима для проезда через Литву, увеличился поток пассажиров в Калининградском аэропорту.


Калининградский аэропорт Храброво является  гражданским аэропортом, имеющим и международный статус. Взлетно-посадочная полоса принимает самолеты с взлетной массой до 100 тонн. Имеются пассажирские терминалы для внутренних и международных рейсов.


Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса в значительной мере зависят от возможностей интеграции региональных, межрегиональных и международных связей, и должны отвечать геополитическим, экономическим интересам России. Эффективная организации работы Калининградского транспортного комплекса сможет обеспечить устойчивую связь с российским рынком стран Центральной и Восточной Европы, связь России со всеми европейскими странами и с Америкой.

И.С. Кузнецова
Категория: ВИЭ | Добавил: cashtan (03-Ноября-2012)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]