Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Егоров Алексей Михайлович

Легендарный мост и его строитель
Воспоминания накануне Дня инженерных войск Российской Федерации. 
Во время Великой Отечественной войны мост с таким названием действительно был. Легендарность его заключается в том, что он строился саперами Красной армии начиная с берега, занятого противником, навстречу нашим войскам, которые были в готовности к форсированию реки. Опыт прошедших войн показывает, что наступающие войска приступают к строительству моста через реку только в том случае, если на вражеском берегу захвачен у противника плацдарм, достаточный для защиты саперов от средств поражения противника. Однако в июне 1944 года на Днепре у города Могилева этим опытом пришлось пренебречь. Итак, все по порядку. 
139-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. К. Кириллова из состава 121-го стрелкового корпуса 50-й армии с боями вышла к Днепру у города Могилева на широком фронте. Ширина реки здесь была примерно 150 метров. Отступая, немцы успели сжечь единственный в этом месте деревянный мост. Так случилось, что в ходе стремительного наступления дивизионные переправочные средства отстали от передовых частей. 
Для захвата плацдарма на противоположном берегу командиром дивизии было принято решение выделить от стрелковых полков по 35-40 человек добровольцев. 
Во время артиллерийской подготовки красноармейцы на подручных средствах приступили к форсированию Днепра. Казалось, что огневые средства противника были подавлены огнем нашей артиллерии. Однако, когда до вражеского берега оставалось несколько десятков метров, по нашим солдатам был открыт немцами минометный огонь из кустарников у уреза воды. Один за другим наши воины скрывались в днепровской воде. Только некоторым из них удалось вернуться назад. Попытка форсирования окончилась неудачей. Надо было принимать другое решение. И оно было принято. 
Дивизионный инженер подполковник Алексей Михайлович Егоров (на снимке), проводя рекогносцировку (изучение) берега реки, обратил внимание на днепровскую излучину, у которой наша сторона просматривалась со стороны противника лишь частично. Саперное чутье подсказало ему, что форсировать реку нужно только здесь. Это предложение встретило не очень уверенное одобрение командира дивизии. 
Для того чтобы убедиться в правильности своего предложения, дивизионный инженер вместе с сержантом Рогожиным и одним солдатом-сапером решили переправиться на противоположный берег в районе излучины. Конечно, это был большой риск, и дивизионные инженеры не ходят в разведку, но в данном случае другого выхода не было. Все трое переправились на противоположный берег под прикрытием вечерних сумерек. При обследовании берега сержант Рогожин обнаружил в кустах сваленные доски, бревна и брусья. Кроме того, при переправе были обнаружены остатки свай, бывшего деревянного моста. Решение пришло сразу. Материала вполне достаточно для постройки низководного деревянного моста. 
Увлеченные примером дивизионного инженера, саперы небольшими группами переправились на вражеский берег вместе с необходимыми инструментами (топорами, пилами, скобами, штырями и гвоздями). Работа, под охраной стрелков продолжалась и ночью. Мост на рамных опорах, как говорится, под носом у немцев был готов. Под утро по еще не окончательно закрепленному дощатому настилу, уложенному на брусчатые прогоны, успел переправиться первый батальон. Конечно, это был так называемый штурмовой мост, не приспособленный для прохождения тяжелой техники, но он позволил стрелковым подразделениям неожиданной для противника атакой захватить довольно значительный плацдарм, а саперам усилить мост дополнительными опорами для прохождения танков и артиллерийских орудий. Этот легендарный мост (единственный в своем роде) сыграл решающую роль при взятии нашими войсками города Могилева. 
За проявленную инициативу, саперное мастерство и личное мужество подполковнику А. М. Егорову было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Алексей Михайлович Егоров учился на курсах офицерского состава инженерных войск, Высших академических военно-инженерных курсах усовершенствования Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. В 1957 году он был направлен в Калининград преподавателем Калининградского Краснознаменного военно-инженерного училища. Я был его курсантом. 

Пришлось ему поработать и на административной работе. Несколько лет он был директором Озерковского завода железобетонных изделий. Его не стало в год 50-летия Победы. Последние годы Алексей Михайлович был членом общества ветеранов инженерных войск при Калининградском высшем инженерном училище. Его рассказы о боевом пути воинов инженерных войск всегда были интересны, содержательны и правдивы. На их основе написан и предлагаемый читателям этот очерк.                                 Город Калининград по праву можно назвать кузницей кадров для инженерных войск нашей страны. Здесь на протяжении десятилетий последовательно функционировали два военно-инженерных училища. 
На территории области проживают сотни их выпускников и преподавателей. Воины инженерных войск (бывшие и настоящие) и в наши дни ежегодно обезвреживают тысячи взрывоопасных предметов, руководят в День Победы реконструкцией боевых действий, работают в народном хозяйстве. В городе Калининграде работает совет ветеранов инженерных войск и клуб «Сапер». В школе № 50 готовится к открытию школьный музей инженерных войск. 

Авенир ОВСЯНОВ,  главный эксперт ГБУК «НПЦ по охране памятников Калининградской области», полковник в отставке    
Калининградская прада 18.01.2013

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (05-Август-2013)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]