Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Дом офицеров на Кирова

Кёнигсберг без рюшечек 07.03.2014

Кёнигсберг без рюшечек

Андрей ШУБИН

Как известный архитектор Ганс Хопп играл « в кубики». Некоторые довоенные здания в нашем городе, например, гостиница «Парк-отель» (ныне – офисный центр на улице Сергеева) или ремесленное училище для девушек (сегодня - Дом офицеров на Кирова), часто вызывают у не очень разбирающихся в архитектурных тонкостях людей странное впечатление. С одной стороны, дома эти явно не советские и не постсоветские ( очень уж они продуманно и качественно построены), а с другой – вроде как и не немецкие. Потому что немецкие, как полагают многие, обязательно должны быть с крендельками и завитушечками.

Невыносимая нагота
 

На самом деле вовсе не должны. Дело в том, что в начале прошлого века архитекторы стали искать другие формы. И нашли их. В Германии в моду вошел стиль баухауз ( баухаус), получивший свое название от школы строительства и художественного конструирования, в стенах которой были сформулированы его основные принципы. 

«Отвергнута была вся искусственная система ордеров, утверждавшаяся со времен Брунеллески, а вместе с ней - и весь накладной декор из лепнины, завитков, пилястр и тому подобного, - пишет в своей «Истории искусства» Эрнст Гомбрих. - Вначале такие здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем все мы научились ценить ясные очертания…Теоретические посылки баухауза нередко сводятся к лозунговому понятию «функционализм», предполагающему, что, если вещь соответствует своему утилитарному назначению, она непременно будет красивой… Но любой лозунг является упрощением… Лучшие создания функционализма красивы не потому, что в них воплощается программный принцип направления, а потому, что дизайнеры обладали вкусом и художественным чутьем, которое подсказывало им, как сделать вещь «верной» не только в практическом отношении, но и с точки зрения художественной».
 

Теплая строгость

Один из самых ярких архитекторов, работавших в стиле баухауз, был Ганс (Ханс) Хопп - человек, который изменил лицо Кёнигсберга и во многом определил развитие архитектуры в XX веке.
 

Родился он 124 года назад в Любеке в семье столяра. После учебы в Карлсруэ и Мюнхене сначала приехал работать в Мемель (в 1913-м), а затем, через год, в Кёнигсберг, где быстро успел стать одним из ведущих архитекторов. 

Наиболее ярко принципы нового стиля проявились, пожалуй, в построенном Хоппом в 1929 году «Парк-отеле». Здание на удивление лаконично, даже можно сказать, аскетично. Но это не убогая аскетичность хрущевок. Эта суровая аскетичность древнегреческой классики. В новом ее, разумеется, прочтении. Ведь в здании при всей его простоте нет ни пустоты, ни недосказанности. Там все на своем месте. Складывается впечатление, что архитектор долго уравновешивал конструкцию, делая ее устойчивой и монолитной. В нее невозможно ничего добавить и ничего у нее отнять, не разрушив общего замысла. В известном смысле это гимн функциональности, гимн техническому прогрессу.
 

Впрочем, будучи строгим и монументальным, здание еще и на удивление теплое, какое-то домашнее. Как Хоппу удалось этого добиться - не очень понятно. Наверное, в умении совместить несовместимое и заключается мастерство архитектора. 

В принципе все вышесказанное можно отнести и к другому «баухаусному» творению Хоппа - ремесленному училищу для девушек (1930 год), которое в Кёнигсберге часто называли «аквариумом для девушек» или «академией тефтелек». Сейчас, как уже упоминалось, это Дом офицеров.
 

Если приглядеться, можно увидеть, что оно словно собрано из кубиков разной высоты. Надо полагать архитектор перебрал сотни вариантов, пока не остановился на комбинации, которая, с одной стороны, делает здание внушительным,солидным, а с другой - удивительно уютным.

Господин
над машинами

 

Не менее интересны и более ранние работы Хоппа. В 1923 году по его проекту возвели Торговый двор (ныне - горадминистрация), при строительстве которого впервые в Кёнигсберге был использован железобетонный каркас. В 1927 году в здание переехал городской магистрат.

К сожалению, в советское время дом был сильно и, как представляется, бестолково перестроен. В получившейся бездушной коробке очень трудно найти что-то от Ганса Хоппа...
 

…В 1921-м стараниями Хоппа в Кёнигсберге появился комплекс Восточной немецкой ярмарки, в который вошел Дом техники - ныне «Эпицентр». «Это здание имеет первостепенное значение в истории немецкой архитектуры 20-х годов, - писал в одной из своих давних работ искусствовед Иван Чечот. - Дело не только в том, что оно является примером строгого, но художественно убедительного функционализма. В нем едва ли не впервые архитектор использовал сочетание кирпича и открытого крупнозернистого бетона на фасаде как средство ритмической и фактурной выразительности.... Здание Хоппа, несомненно, можно было отреставрировать с соблюдением всех научных и стилевых норм, и оно этого заслуживало. Трудно представить себе более элегантное и мощно-выразительное сооружение, в котором пафос технического прогресса, современности нашел бы такое убедительное воплощение, и при том сооружение, где симметрия и асимметрия, автономность формы и связь с пространством и природой были бы приведены в такой живой синтез. Здание Хоппа прекрасно выглядело как руина. Оно было особенно хорошо со стороны канала, когда деревья стоят без листьев. Это была поразительная графика: черные вертикали фасада, ветки, снег и вода. Накануне юбилея города за Дом техники взялись. Его решили превратить в торговый центр, сделав это на скорую руку. Утраты произошли сразу же: уже нет и не будет лестниц на боковых фасадах. Утрачены структуры входа. Но самое главное: объем изменяет пропорции, выше несуществующего перекрытия поднимается огромная крыша, целый этаж. В сущности руина включается в новую архитектуру еще неизвестно какого качества. Внутреннее пространство также утрачено. Проектировщики не считают, что имеют дело с памятником. Уже завтра Дом техники превратится в заурядный евростандарт. Видя его в последний раз, я мысленно попрощался с благородной руиной и еще раз произнес про себя фразу, которая была написана на заднем фасаде здания: «Человек, будь господином над машинами».

Вне Кёнигсберга
 

Нужно отметить, что работы Хоппа можно увидеть не только в Калининграде, но и в области. Например, в Балтийске он построил удивительную водонапорную башню высотой 32 метра. 

В 1944- м Хопп переехал из Кёнигсберга в Дрезден. После войны остался в ГДР. С 1952-го он президент (с 1957 года - почётный президент) Союза архитекторов этой страны.
В своих работах 1950-х годов (туберкулёзный санаторий в Бад-Берке (Тюрингия), застройка Карл-Маркс-аллеи в Берлине (с соавторами) Хопп сочетал конструктивизм с классическими архитектурными формами.
Умер Ганс Хопп в 1971 году.
газета "Калининградская правда"
Категория: ВИЭ | Добавил: cashtan (18-Август-2014)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]