Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Новый блокetrf

wted


Главная » Статьи » Все статьи » ВИЭ

Близнецы-ледоколы: Кастор и Поллукс

Непохожие близнецы

Как была неожиданно раскрыта одна из интригующих тайн Балтийского моря. В июле 1939 года, то есть 74 года назад, с судоверфи в Данциге был спущен на воду ледокол «Кастор» - судно, с которым связана одна удивительная история.
...Братья Диоскуры – Кастор и Полидевк (лат. Поллукс) – одни из самых популярных персонажей древнегреческих мифов. По одной из версий, первый из близнецов был сыном человека, а второй - сыном Зевса и, следовательно, бессмертным. Когда Кастор пал в бою, Поллукс попросил отца дать ему умереть, чтобы встретиться с братом в подземном царстве. Зевс предоставил Поллуксу выбор: либо вечно пребывать на Олимпе одному, либо вместе с Кастором проводить один день среди богов, а другой — в Аиде. Верный брат выбрал последнее. И с тех пор Диоскуры один день бессмертны, другой — смертны...

Судьба двух братьев-ледоколов, названных в честь мифических близнецов, сложилась иначе. Им даже не суждено было встретиться. Мало того, до недавнего времени, в общем-то, оставалось неясным, кто из них, собственно, кто. Разобраться в этой истории взялась команда известного калининградского дайвера Вадима Малыша. О том, как шло расследование и чем оно закончилось, рассказывает документальный фильм «Имя на борту», премьера которого состоялась в Музее Мирового океана два года назад.
- Исследуя дно Балтийского моря, мы заинтересовались историей корабля, лежащего на небольшой глубине недалеко от Балтийска, - пояснил после премьеры фильма Малыш. - Долгое время он рассматривался (а некоторыми исследователями рассматривается до сих пор) как место, где, возможно, находится знаменитая Янтарная комната.

Насколько известно, одним из первых эту версию выдвинул Олег Слесарев, в послевоенные годы служивший заместителем командира 448-го отдельного дивизиона аварийно - спасательной службы. Его группой был обнаружен затопленный немецкий ледокол. 
Слесареву показалось странным, что судно не имело практически никаких повреждений — даже иллюминаторы не разбились. У него сложилось впечатление, что корабль был затоплен немцами умышленно. Вопрос — для чего? Уж не для того ли, чтобы иметь возможность его по-быстрому поднять? Может, на корабле тоже было что-то ценное? Да вот хотя бы та же Янтарная комната.
Олег Михайлович не поленился сообщить о своих догадках властям. И «наверху» к его теории отнеслись, надо сказать, весьма серьезно. В конце семидесятых годов корабль был тщательно исследован Калининградской геолого-археологической экспедицией.

Стоит оговориться, что эта экспедиция имела мало общего с археологией и уж тем более с геологией. Она была создана в послевоенные годы главным образом для поиска и вывоза на «большую землю» культурных ценностей, найденных на территории вновь образованной области.
Как бы то ни было, Янтарную комнату на затонувшем судне тогда не нашли. Малыш с коллегами тоже там ее не обнаружил . Однако интереса к кораблю дайверы не утратили.


- Мы попытались выяснить, что это за судно, и проследить его судьбу, однако сделать это было не так просто, как может показаться на первый взгляд, - продолжил свой рассказ Малыш. - Дело в том, что осенью 1939 года германское командование отдало приказ об устранении всех признаков принадлежности кораблей к «Кригсмарине», чтобы противнику было труднее идентифицировать их с моря или с воздуха. Поэтому просто прочитать имя на борту, мы, как вы понимаете, не могли.
В зарубежных источниках дайверам удалось найти упоминание о немецком ледоколе «Кастор». Может, это он лежит на дне моря возле бывшего Пиллау? Оказалось — нет. «Кастор» (кстати, построенный в Гданьске, он дооснащался на стапелях завода Шихау в Кенигсберге), попав в марте 1945-го под бомбежку авиации союзников, затонул в районе Варнемюнде (Северная Германия).

После войны наши его подняли и под именем «Пересвет» отправили служить на Дальний Восток. В 70-х годах прошлого века ветеран вышел в отставку и закончил свою жизнь в качестве артиллерийской мишени.
Возможно, на этом расследование бы и закончилось , но дайверам неожиданно улыбнулась удача: на судне удалось найти почти целый унитаз, на котором можно было прочитать надпись по-английски «made in Holland», название фирмы-производителя и год выпуска — 1942-й.

Узнать, какое имя носило затонувшее судно, было теперь делом техники. Дайверы направили запрос в Морской музей Роттердама о том, какие суда оснащались подобными унитазами, и стали ждать ответа. 
Вскоре из Голландии пришли документы, в которых говорилось, что в этой стране были произведены не только унитазы , но и сам корабль. Произошло это в 1943 году. Назывался ледокол «Поллукс».
- Поллукс, как мы знаем, брат-близнец Кастора. Следовательно, ледоколы тоже должны быть похожи друг на друга. Однако лежащее на дне моря около Балтийска судно на 12 метров короче и почти на два метра уже «Кастора». Не мог же его брат-близнец так ужаться за 65 лет под водой!

За ответом на этот вопрос Малышу с коллегами пришлось ехать в Роттердам. В тамошнем архиве, разгребая горы документов, они наконец докопались до истины. Оказывается, в конце 30-х годов Советский Союз заказал в Голландии ледокол, но из-за начавшейся войны корабль достроен не был.
«Кастор» к этому времени давно уже бороздил морские просторы. Немцы были им вполне довольны. Возникла даже идея построить на верфях Данцига точно такой же и назвать его «Поллукс». Однако потом на глаза оккупантов попался недостроенный советский корабль. Вот они и решили, что дешевле будет довести до ума его, чем закладывать новый. Так на свет появился брат - близнец «Кастора», который был на него совсем не похож...

Теперь, когда стало известно имя корабля, можно попытаться выяснить, как он погиб. Изучив все доступные ему документы, Малыш сделал вывод, что специально немцы «Поллукс» не топили. Судя по всему, ледоход стал жертвой легендарной советской подводной лодки «Л–3», чья рубка стоит сейчас у мемориала на Поклонной горе в Москве.
Справка
Лодка «Л-3», как утверждает всезнающая Википедия, была заложена 6 сентября 1929 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде и спущена на воду 8 июля 1931 года. 5 ноября 1933 года она вошла в состав Балтийского флота.
В годы Великой Отечественной войны «Л-3» совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак с выпуском 46 торпед, сделала 12 минных постановок. Потоплено торпедами 2 корабля противника.
Андрей ШУБИН
Калининградская прада 26.07.2013

Категория: ВИЭ | Добавил: Василий (05-Август-2013)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]