21 июня 1941 г. был прекрасный воскресный день. Залы парадной Золотой анфилады Екатерининского дворца-музея заполнили посетители. Как всегда, Янтарная комната вызывала удивление и восторг диковинностью материала, разнообразием и теплотой его оттенков. В 14 часов залы дворца моментально опустели — объявили о начале Великой Отечественной войны. И сразу же во дворцах-музеях, окружающих Ленинград, началась подготовка к эвакуации янтарной комнаты.
Напряженная работа сотрудников музеев в г. Пушкине по упаковке музейных экспонатов продолжалась 83 дня (с 22 июня по 16 сентября 1941 г.). Мебель, фарфор, бронза, живопись, книги и люстры изымались из экспозиции и из фондов; все движимое имущество сносилось в служебные помещения первого этажа. В Предцерковном зале экспонаты укладывали в ящики.
Днем и ночью небольшой коллектив сотрудников (в основном — женщины) грузил и отправлял в тыл страны музейные сокровища. Уже 30 июня была подготовлена первая партия экспонатов, которая затем — 6 и 13 июля — была отправлена в тыл страны.
23 августа последний эшелон прорвался сквозь вражеский заслон. Сотрудники музея продолжали упаковывать и сносить экспонаты в подвалы дворца, чтобы уберечь их от артобстрелов. В первую очередь отбирали уникальные в художественном отношении предметы интерьера: отдельные образцы стульев, кресел, диванов, столов из различных мебельных гарнитуров.
Среди шедевров были живопись Картинного зала; фарфор Петербургского Императорского, Мейсенского и Берлинского королевского заводов; русская и западноевропейская бронза; произведения искусства, связанные с историей русской культуры.
До 15 сентября 1941 г. грузы из Екатерининского дворца вывозились только в Ленинград. Там их размещали в подвалах Исаакиевского собора, где они находились весь период блокады города. В Екатерининском дворце-музее до Великой Отечественной войны, соответственно довоенным инвентарным книгам, были зарегистрированы 42 172 единицы хранения. Во время войны в эвакуации находился 12021 экспонат.
Действия музейных работников были направлены, прежде всего, на сохранение архитектурно-декоративной отделки залов от поражения огнем, снарядами, осколками: “Ценные паркеты закрыли ковровыми дорожками ворсом вниз и засыпали песком. Окна сначала заклеивали бумагой, позднее марлей и плотной материей, предохранявшей от осыпания стекол. По мере обострения военной опасности приемы защиты дворцовых зданий изменялись. В конце августа до 50% (окон в залах) Парадной анфилады забили с наружной стороны толстыми досками, а стены Янтарной комнаты оклеили сверх папиросной бумаги — тканью... Во всех залах были установлены ящики с песком и бочки с водой, а к ним лопаты, щипцы, совки. В качестве дополнительных резервуаров использовались большие японские вазы... “.
Однако из-за недостатка времени не был произведен демонтаж уникальных паркетов и дверей Лионского зала, отделанных перламутром и палисандром, и великолепных фарфоровых вставок работы англичанина Дж. Веджвуда в спальне императрицы Екатерины II; остались на своих местах и иконы в церкви, плафоны и паркеты во всех интерьерах; не были сняты со стен шелка XVIII в. и Коромандельские лаковые панно в Китайском зале. Не покинули стен и янтарные мозаики в Янтарной комнате, которые разделили общую печальную участь всего архитектурно-декоративного убранства залов дворца.
17 сентября 1941 г. в северную часть города вошли войска вермахта. Музейные работники тогда пробирались в Ленинград. Началась оккупация, продлившаяся 28 месяцев — до 24 января 1944 г.
Главную роль в вывозе ценностей из г. Пушкина играл оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга. Управление оперативным штабом осуществлял в 1941 г. Г. Утикаль, получавший информацию от созданных во всех оккупированных областях координационных штабов.
Вслед за передовыми частями в город прибыли немецкие искусствоведы, которые исполняли конкретные задания в прифронтовой зоне и потому согласовывали свои действия с офицерами вермахта. Эти отряды были мобильны и невелики.
Кроме руководителей отделов, в разовые командировки “на место“ из Германии приезжали эксперты. К дворцам г.Пушкина проявили интерес группа “Остланд“, базировавшаяся в Риге и подчинявшаяся оперативному штабу Розенберга, и группа “Север“. Н. фон Хольсту, ведущему специалисту по вопросам искусства, в сентябре 1941 г. было поручено хранение музейных предметов в пригородах Ленинграда.
О работе с коллекциями (осмотре, упаковке и вывозе) свидетельствуют документы 18-й армии и воспоминания жителей, которые в первые дни оккупации находились в г. Пушкине. 29 сентября в полевом дневнике группы “Север“ была сделана запись о том, что “...ротмистр граф Сольмс из штаба группы армий, которому поручено отобрать произведения искусства в императорских резиденциях, просит поставить охрану в г. Пушкине, где взрыв авиабомбы причинил некоторые повреждения. В настоящее время солдаты на передовой своими неосторожными действиями могут нанести дворцу ущерб, в связи с чем охрана поручена 50-му армейскому корпусу... “.
Далее: “14.10.1941 г. Красногвардейск... Транспортировка экспертами по искусству... графом Сольмсом и ... Пенсгеном предметов искусства из Гатчины и Пушкина — среди них облицовка стен
Янтарного зала из замка в Пушкине (Царское Село) в Кенигсберг“. Этот документ впервые уточняет имена и фамилии исполнителей демонтажа музейных предметов и дату вывоза их на запад — 14 октября 1941 г.
Тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты были погружены на грузовики, отвезены на железнодорожную станцию Сиверская и через Псков — Ригу отправлены в Кенигсберг.
В ноябре 1941 г. доктор А. Роде сообщил, что ему передана Управлением государственных замков и парков (директор Э. Галль) Янтарная комната для дальнейшего хранения в собрании произведений искусства Кенигсберга. 20 марта и 28 мая 1942 г. в газетах Кенигсберга были опубликованы статьи о Янтарной комнате — об истории ее создания, о перевозке в Царское
Село, значении в мировой культуре. Сообщалось, что в настоящее время она вывезена вермахтом из Царского Села и “встроена“ в Кёнигсбергский дворец. Там же были помещены фотографии Янтарной комнаты.
12 апреля 1942 г. решением немецкого генералитета янтарные панели были открыты для обозрения в одном из залов южного крыла Кёнигсбергского замка. В этом же году А. Роде опубликовал статью, в которой привел много интересных деталей.
В частности, он сообщал:
“Последняя глава в богатой событиями истории Янтарной комнаты вписана во время жестокой войны между Германией и Россией в 1941 г. Царское Село, современный Пушкин, оказалось расположенным на первой оборонительной линии. Дворец в Царском Селе был сильно разрушен во время одной из бомбардировок. Часть дворца была взорвана. По заданию шефа государственных музеев (Г. Утикаль) — два офицера — полковник доктор Пенсген и майор доктор граф Сольмс-Лаубах, искусствоведы по образованию, — осмотрели царскосельский дворец и установили, что необходимо срочно спасти Янтарную комнату.
В течение 36 часов был проведен демонтаж Комнаты (его произвели семь человек из строительного батальона), которую затем доставили в Кенигсберг и передали в музей.
Янтарная комната Фридриха I, вернувшись на свою родину, которая представляет собой единственное место добычи янтаря, является лучшим украшением Кёнигсбергского музея“.
Статья была проиллюстрирована пятью фотографиями.
Роде отметил: “...из четырех мозаичных картин одна в настоящее время не сохранилась и заменена зеркалом“. Доктор Роде тщательно изучал панели Янтарной комнаты. Он воспринимал Янтарную комнату как национальную реликвию, свидетельство уникального искусства обработки янтаря, и считал серьезной ошибкой решение короля Фридриха-Вильгельма I подарить ее Петру I; похищение Комнаты из захваченного Царского Села и вывоз в Кенигсберг он именовал в документах не иначе, как “акцией по спасению достояния немецкого народа“.
Роде приложил много усилий для создания экспозиции Комнаты; он в последний раз запечатлел ее на фотографии; укрыв в подвалах замка, спас ее от воздушных бомбардировок в 1944 г.; готовил к транспортировке весной 1945-го. Вероятно, он много думал и о возможном месте ее последующего хранения.
Все, кто вывозил Янтарную комнату и художественные произведения из оккупированных пригородов Ленинграда, были знатоками музейного дела. В этом аспекте очень интересен документ, датированный 1943 г.
“Рига, 19 февраля. Письмо руководителя группы „Остланд" доктора Нерлинга в Министерство оккупированных восточных территорий в Берлине“. Указывалось, что “осенью 1941 года граф Сольмс решил в виду опасности отправить в рейх культурно-художественные ценности из Гатчины и Царского Села. Были отправлены 5 вагонов в Кенигсберг.
В них были, наряду с Янтарной комнатой, ценные картины, мебель и т.п. Желательно установить, какие именно ценности были тогда вывезены и где точно они размещены в настоящее время В любом случае, решение о нахождении этих культурно-художественных ценностей будет окончательно принято лишь после войны“.
Этот документ позволяет сделать вывод о том, что между разными ведомствами имела место конкуренция, в то время как у музейных специалистов и у А. Роде, знатока истории янтарного дела, со всеми коллегами существовали и контакт и взаимопонимание.
Доктор Роде, с 1941 по 1944 г. хранивший Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке, имел возможность изучать панели и мозаики, чтобы выяснить, что является ее “немецкой“ частью, выполненной в Германии, а что привнесено русскими мастерами в XVIII — XIX вв.
В 1944 г. советские войска вступили в Восточную Пруссию. В феврале — марте Роде распорядился произвести демонтаж всех панелей, сложить их в ящики и снести в подвал Кёнигсбергского замка. 27 и 29 августа начались бомбардировки английской авиации,
в результате которых замок пострадал. 2 сентября того же года Роде доложил в Берлин, что Комната осталась неповрежденной, кроме шести цокольных панелей. Затем началась дальнейшая эвакуация янтарных панелей из зоны боевых действий.
На этом заканчивается известная часть “биографии“ Янтарной комнаты. Дальнейшая ее судьба неизвестна и строится на многочисленных версиях и всевозможных догадках уже в течение почти шестидесяти лет.
II.Янтарная комната:
1.История Янтарной комнаты
2.Янтарная комната в Екатерининском дворце
4.Поиски Янтарной комнаты
5.Воссоздание Янтарной комнаты