Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Поделись


В 1975 г. в Екатерининский дворец-музей обратилась семья мастеров по янтарю Блиновых, движимая желанием воссоздать уникальные панели. Эксперимент был отвергнут из-за допущенных Блиновыми многочисленных неточностей и ошибок в работе, но идея воссоздания Янтарной комнаты получила путевку в жизнь.
В феврале 1977 г. совет Художественного фонда РСФСР рассмотрел и одобрил проект ленинградских художников-архитекторов ГС. Хазацкого и М.В. Еленевской, который предусматривал создание модели-макета Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины для Калининградского музея янтаря.
10 апреля 1979 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра.
К этому времени уже велись работы в интерьере Янтарной комнаты, расположенной в анфиладе парадных залов дворца. Так, был установлен плафон “Свадьба Хроноса“, написанный по эскизу неизвестного итальянского художникаXVII в.; заново набран художественный паркет из палисандра, красного сандала, ореха и клена; восстановлена деревянная резьба десюдепортов; вызолочены резные орнаменты рам зеркал и фигурки амуров, поддерживающих вазы и канделябры во фризе.
Проект воссоздания убранства Янтарной комнаты был разработан группой специалистов, которую возглавил архитектор А.А. Кедринский. В 1986 г. этот проект был удостоен Ленинской премии. Комплекс работ по воссозданию янтарного декора не имел аналогов в мировой реставрационной практике, так как нигде нет ничего подобного этому уникальному памятнику, являвшемуся одновременно произведением и архитектуры, и декоративно-прикладного искусства.

За двухсотлетнюю историю бытования янтарные панно на стенах превратились в сложный художественный объект, состоящий из разных по времени, стилистике и манере исполнения декоративных элементов.
Прежде чем приступить к воссозданию янтарного убора утраченного интерьера, необходимо было изучить исторический и изобразительный материал. С документами дело обстояло благополучно, изобразительный же материал был скуден и не давал ответа на многие постоянно возникавшие вопросы: как выяснилось, знаменитый интерьер почти не был зафиксирован в чертежах, гравюрах, рисунках и живописи.
Первоисточниками для специалистов-реставраторов послужили фотографии, выявленные в фототеках Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других музеев. Первая из них была опубликована в 1859 г. во Франции, в альбоме Т. Готье, последняя — в 1942 г. в Германии, в журнале “Пантеон“.

Северная стена воссозданной Янтарной комнаты Декоративное навершие рам верхнего ряда янтарь Скульптурный декор и гравировка Большой рамы. Южная стена янтарной комнаты

Для воссоздания янтарного декора необходимо было иметь сведения о высоте рельефных орнаментов и скульптурного оформления, о соотношении больших и малых рам с общей площадью панно. Следовало выяснить, какие сюжеты были награвированы на пластинах, а также изучить цветовую гамму плоской мозаики.
Собранные фотографии были приведены к единому масштабу, что позволило вычислить точные размеры панелей и отдельных деталей их декора. Параллельно велись работы по истории создания флорентийских мозаик, включенных в отделку интерьера уже в Царском Селе; был определен состав первоначального декора Янтарного кабинета в Берлине; уточнено время появления позднейших дополнений и найдены аналоги утраченным деталям.
Полученные результаты научных исследований легли в основу комплексного проекта воссоздания Янтарной комнаты, разработанного А.А. Кедринским, который исполнил проектную документацию по всем видам художественной отделки интерьера.

Важнейшей составляющей частью проекта стала прорисовка всех янтарных панно в натуральную величину и создание цветовых эталонов (изображение янтарного декора во всем многообразии его колорита). При исполнении этой трудоемкой работы возникла проблема определения по черно-белым фотографиям богатейшей колористической гаммы отделки Комнаты, включающей в себя палитру цветов от бледно-желтого до красно-коричневого.
На фотопластинах были запечатлены найденные в 1944 г. фрагменты янтарной рамы, детали подлинных изделий немецких мастеров из коллекции Екатерининского дворца-музея и кусочки обработанного янтаря разного оттенка. Путем сравнения этих снимков удалось установить тональную гамму янтарных панелей.
Одной из сложных проблем оставалось определение высоты рельефа янтарной резьбы по фотографии, которая, как известно, дает только плоское изображение. Эту задачу удалось решить благодаря уникальному методу фотограмметрии: он позволяет по тени, отбрасываемой разными деталями, рассчитать их высоту с точностью до одного миллиметра.

Одновременно с созданием проекта шел многолетний процесс поиска и отработки технологии восстановительных работ. Как известно, в Янтарной комнате находилась коллекция янтарных изделий XVII — начала XX в., исполненных в мастерских Пруссии, Дании, Польши. Предметы исторической коллекции требовали реставрации, и она проводилась параллельно с созданием проекта.
Современные художники стали изучать технику старых мастеров, и на этом пути всех ожидала большая удача. Среди изделий из янтаря внимание реставраторов привлек большой ларец, он-то и дал ответы на многие вопросы. Сюжеты украшавших его медальонов, манера их исполнения оказались схожими с изображениями на панелях комнаты.
При более тщательном обследовании ларца обнаружили подпись Готфрида Турау — одного из создателей Янтарного кабинета. Так был найден ключ к разгадке техники исполнения янтарного декора Комнаты.

Большая рама с янтарными медальонами-камеями на библейские сюжеты, с гравированными пейзажами и флорентийской мозаикой Большая рама со скульптурным декором на античные сюжеты, российской символикой и флорентийской мозаикой Янтарный картуш с зеркалом

При научно-производственном объединении “Реставратор“ была образована творческая мастерская по художественной обработке янтаря, в которой занялись изготовлением копий и реконструкцией янтарных изделий XVII—XVIII вв. Реставраторы осваивали старые приемы и способы обработки “балтийского золота“, постигали забытые секреты.
Помимо восстановления технологий прошлых веков, занялись новыми разработками, которые должны были обеспечить долговечность воссоздаваемого янтарного декора. Так, объединением “Научфанпром“ был найден оптимальный вариант деревянной основы для янтарного набора, которая минимально реагирует на изменения температурно-влажностного режима, что важно для последующей эксплуатации панно, которые будут находиться в музейной экспозиции, посещаемой большим количество экскурсантов.

Янтарные предметы исторической коллекции, а также диапозитив общего вида Янтарной комнаты, исполненный в начале XX в., помогли определить богатейшую палитру декора Янтарной комнаты.
В ленинградских лабораториях Технологического института осваивали и проверяли пигменты — красители и составляющие их ингредиенты. Необходимо было добиться игры света в янтаре, которая делала бы краски яркими, праздничными, живыми.
Ленинградская научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы участвовала в поиске оптимального химического состава мастик, которые используются при наклеивании янтаря на основу.

Драгоценным элементом убранства Янтарной комнаты являлись полихромные мозаики из натуральных камней. Во Флоренции до настоящего времени существует мастерская “Pietra dura“ (твердый камень), где в XVIII в. Выполнялись мозаичные картины для России. Там сейчас размещен музей, где можно получить представление о старинной технике каменной мозаики. В музее сохранились живописные картины, по которым изготавливались мозаики для Янтарной комнаты.
В помощь реставраторам итальянцы сделали с картин цветные слайды и передали в Екатерининский дворец. Эскизы воссоздаваемых мозаик разрабатывались А.А. Кедринским, художественным руководителем камнерезных работ А.А. Журавлевым, мастерами-виртуозами Б.П. Игдаловым и В.М. Козловым. В мастерской к этому времени сосредоточилась коллекция поделочных камней, собранных по всей стране. Было разработано экспериментальное оборудование для производства тонких камнерезных работ.

Скульптурные украшения углов Большой рамы янтарь Орнаментальная вставка Большой рамы янтарной комнаты Корона Российской империи. Декоративное навершие Большой рамы. Южная стена янтарной комнаты

В отделке Янтарной комнаты присутствуют все виды художественной обработки янтаря — мозаичный набор, ложнопрофилированная, объемная и внутренняя резьба.
Избранный реставраторами сложный способ научной реконструкции складывался не сразу, а путем многих проб, но он позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты.
В течение двух десятилетий неизменным поставщиком основного сырья для воссоздания интерьера являлся Калининградский янтарный комбинат — единственное и крупнейшее в мире предприятие по разработке этого уникального месторождения янтаря.
Коллектив немецкой компании “Рургаз АГ“ сделал благородный жест доброй воли, приняв участие в возрождении Янтарной комнаты и тем самым приблизив миг, к которому так стремились многие специалисты и общественность все послевоенные десятилетия.

Работы по возрождению уникального интерьера были завершены в мае 2003 г., к празднованию 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга.
Вернувшийся из небытия царскосельский интерьер можно назвать произведением искусства не только XVIII века, но и XX столетия. Подвижнический труд, профессиональная добросовестность и виртуозное мастерство современных российских реставраторов возвратили миру завораживающую красотой Янтарную комнату.

II.Янтарная комната:
1.История Янтарной комнаты
2.Янтарная комната в Екатерининском дворце
3.Вывоз Янтарной комнаты в Кенигсберг в войну
4.Поиски Янтарной комнаты
Взято с сайта http://www.dragkam.ru/