Сборник «Молодежь в
постиндустриальном обществе» получил положительные отзывы российских ученых и
дипломатов
Вышедший
в этом году в издательстве «Пресс-Лицей» сборник трудов Международной научно-практической
конференции «Молодежь в постиндустриальном обществе» не остался без внимания
российской научной общественности.
Сама конференция состоялась в дистанционном формате 25 декабря
2012 года. Она была посвящена памяти безвременно ушедшего выдающегося
французского ученого и политического активиста Франка Бьянчери (1961-2012),
вызвавшего к жизни в 1985 году научную программу «Эразмус». Сборник трудов
(«Молодежь в постиндустриальном обществе. Сб. научн. ст. по материалам
международной научно-практической конференции». Отв. ред. Г.А.Хотинская. 25
декабря 2012 года. Саратов-Дюссельдорф: АНО «Пресс-Лицей», 2013. 255 с.
ISBN 978-5-904767-01-3 Интернет-версия: http://hsjournal.org) собрал
публикации как известных, так и делающих первые шаги в науку авторов.
Вот как отзывается о
нем доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Тольяттинского
государственного университета Г. И. Щербакова: Познание молодежи – это
познание собственного будущего, поэтому изучение молодежных проблем, разработка
стратегий воспитания и образования стали в последнее время популярной темой
исследования во многих гуманитарных науках. Проблема отношения поколений всегда
была непростой, но сейчас она обострилась изменением инфраструктуры, которая,
воздействуя на сознание молодого человека, ускоряет процесс расхождения
тектонических основ, на которых стоит менталитет разных поколений.
Меняется круг общения за счет расширения
границ, в том числе благодаря новейшим технологиям, меняется язык за счет
процессов мультикультурности. Конечно, как и раньше, меняется система
ценностей. Порой процессы, знаменующие перемены, столь бросаются в глаза, что
кажется, будто ничего общего уже не остается. О том, как смотреть на
естественные процессы обновления общества, в том числе за счет мощной
креативности молодежи, повествует научный сборник «Молодежь в
постиндустриальном обществе», посвященный светлой памяти человека, умевшего не
просто с оптимизмом смотреть в будущее, но и приближать его, стимулируя
человечество к самосовершенствованию – Франка Бьянчери, которому посвящены
проникновенные строки во Вступлении к сборнику: «Наделенный беспристрастным
умом и совершенной логикой, Франк Бьянчери силой своей мысли создал особую
трансцендентально-реальную сферу взаимодействия социума, науки XXI века и
жизни. Его разуму были видны мельчайшие очертания будущего. Воплощая
совершенные качества высшего интеллекта, Бьянчери возвысился над суетным и
изменчивым миром, принявшись за кропотливую работу по его совершенствованию.
Этот гений был беспримерно благороден, скромен, отзывчив и прост».
Подобные посвящения ко
многому обязывают, и редакционный коллектив сборника (доктор философских наук,
проф. Г. А. Хотинская (отв. редактор), доктор философских наук, проф. Э. С.
Демиденко, кандидат филологических наук, доцент А.Я. Минор, доцент М.А.
Старшов, доктор биологических наук, проф. А. П. Садчиков, кандидат политических
наук, доцент М.В. Шмырев, А.Л. Фурсов (отв. секретарь) обещания выполнил: им
удалось собрать авторов, оригинально мыслящих, эрудированных, увлеченных,
владеющих разнообразными методологиями, что отвечает изменчивому многообразию
современного мира. В сборнике опубликованы
материалы одноименной конференции, собравшей ученых разных научных школ,
что делает предъявленную картину научного поиска еще более достоверной. В
данном коллективном исследовании собрано почти 60 статей, написанных авторами,
проживающими в России и в Европе, маститыми учеными и начинающими аспирантами,
философами, филологами, социологами и представителями других научных
специальностей. Редакционная коллегия во главе с Г.А. Хотинской — Каллис, доктором философских наук, разработала
стройную композицию сборника, позволяющую последовательно, логично и в то же
время всесторонне рассматривать сложные проблемы бытия, сознания, воспитания и
образования молодежи, которой не приходится выбирать ни времени, ни условий
своего познания окружающего мира, но принимать его в тех формах и с теми
проблемами, а порою и пороками, которые оставляют им в наследство предыдущие
поколения.
Первый раздел посвящен
глобальным проблемам постиндустриального общества, здесь рассматриваются
преимущественно негативные последствия технократической модели развития,
следствием чего является отсутствие гармонии, о чем буквально кричит заголовок
первой статьи раздела: МИР
«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ» – МИР ИЗУВЕРСКИ ТЕХНОГЕННЫЙ. Заострение проблемы с первых
же страниц не продолжается нагнетанием негатива, что противоречило бы
посвящению памяти человека, который умел искать и находить способы преодоления
социальных и экологических катаклизмов. Смысловой антитезой является второй
раздел, посвященный роли гуманистического наследия в воспитании молодежи, в нем
представлены статьи, которые показывают различный позитивный опыт по передаче
культурного опыта: и посредством литературы, и воспитания эстетического вкуса,
и посредством сохранения культуры чтения, и благодаря воспитанию экологической
культуры.
Третий раздел
затрагивает важнейший аспект социализации молодежи: ее возможности на рынке
труда. И вновь раздел открывается очень острой статьей о молодежной
безработице, и хотя в дальнейшем изложении будут опубликованы статьи,
рассказывающие об успешном опыте преодоления обозначенной проблемы, но
доминанта дисгармонии мира, заставляющего молодежь встраиваться в реальность,
зачастую отказываясь от планов или даже иллюзий молодости, продолжает тревожный
лейтмотив, заявленный вначале. Так ли уж бесполезны мечты или даже иллюзии, не
станут ли они вакциной, предохраняющей общество от излишне черствого и
бескрылого прагматизма, — как бы заставляют задуматься читателя редакторы.
Одним из самых больших по количеству статей является четвертый раздел,
посвященный социальным коммуникациям и языку нового века, пожалуй, в этой сфере
с наибольшей силой проявляется сегодня творческое начало, присущее молодежи,
несущей новые идеи в несовершенный мир. Здесь размещено много интересных статей
о многообразных способах молодежного самовыражения: от различных способов
освоения возможностей Интернета до своеобразия рок-поэзии. Пятый раздел посвящен
педагогической тематике, что вполне закономерно, т.к. от эффективности способов
передачи знаний зависит эффективность их усвоения и приятия, даже если
впоследствии потребуется переосмысление полученной информации, потому что «опыт
– это сын ошибок трудных», справедливо заметил гениальный Пушкин. И завершает
сборник «Свободная трибуна», что еще более расширяет его проблематику и
гармонирует с той установкой на поиск оригинального способа разрешения
накопленных человечеством коллизий, которая была заявлена в посвящении Ф.
Бьянчери.
Устроителями
конференции, давшей материал для сборника, были такие солидные организации,
как Международный университет
общественного развития (Германия), Московское общество испытателей природы (МГУ
им. М.В. Ломоносова, Россия), Саратовский государственный университет им. Н.Г.
Чернышевского (Россия). Сборник содержит материалы, написанные на русском,
немецком и английском языках, что вполне отражает реалии нового мира, в котором
постепенно стираются прежние непреодолимые границы, в котором готовность к
открытости и взаимопониманию служит главной гарантией к будущему развитию.
В отклике
заведующей кафедрой зарубежной
литературы и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г.
Чернышевского И.В.Кабановой присутствуют и критические нотки:
В рецензируемом издании
представлено 55 статей ученых Москвы, Германии, Саратова, Воронежа, Тольятти,
Якутска, Уфы, Таганрога и Майкопа. Материалы в авторской редакции опубликованы
на языках оригинала (русском, немецком, английском). Лингвистически,
дисциплинарно, проблемно сборник создает пестрое впечатление. Большинство
статей вводит в оборот практически добытые данные в своей дисциплине, иногда
пытаясь осмыслить их в теоретическом контексте. Присутствуют и статьи исключительно
теоретического характера.
Открывает книгу
посвящение Франку Бьянчери, который ставится в один ряд с «такими великими
реформаторами, как Карл Маркс, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Муххаммад
Икбала, Лев Толстой, Питирим Сорокин, Никлас Луман и Андрей Сахаров» (с.3).
Первый раздел сборника
«Глобальные проблемы постиндустриального общества» занимает 75 с. и состоит из
10 статей, авторы которых разделяют взгляды открывающей раздел статьи философа
Э.С. Демиденко на «Мир постиндустриальный как на мир изуверски техногенный», и
подкрепляют эту убежденность примерами из экологического мониторинга главным
образом Калининградской области (В.Г. Недорезов, А.В. Пачгина, П.Г. Григорьев).
Раздел содержит также статьи о роли социальных сетей в общественно-политической
жизни Запада в сопоставлении с Россией (В.В. Павленко), о гендерной
репрезентации женщин в русской культуре (В.Н. Серебрянская, С.Н. Лоскутова).
Во втором разделе
сборника «Гуманистическое наследие и воспитание молодежи» (10 статей)
присутствуют работы традиционного для своих дисциплин склада: литературовед
Н.И. Прозорова открывает параллели в философии истории, выраженной в творчестве
Анны Барковой и Альбера Камю; О.А. Егорова исследует типологию героя в русских
и английских народных сказках. Социологи К.В. Ким и Н.Ю. Прокопьева
представляют результаты социологического исследования степени толерантности
якутской молодежи и дают рекомендации по ее увеличению; К.В.Авилова обобщает
опыт работы дружины биофака МГУ по охране природы, а А.Ю. Морковина –
воспитательной работы Саратовской областной детской библиотеки им. А.С.
Пушкина. Е.Е. Нечаевская рассматривает правовые основы противодействия
экстремизму в России вообще и на территории Саратовской области в частности,
Р.З. Баймухаметова на одной странице констатирует сходство молодежных
субкультур Запада и сегодняшней России.
Третий раздел сборника
«Молодежь на рынке труда» производит более целостное впечатление – он целиком
отдан социологам-практикам, исследующим современный российский рынок труда.
В.Ф. Цитульский вскрывает не официальное, а фактическое положение дел на
молодежном рынке труда и предлагает ориентироваться на опыт Белоруссии в
разрешении проблем трудоустройства российской молодежи, но он же показывает,
почему это невозможно. Сопоставительную с Евросоюзом информацию по молодежной
занятости приводит Т.А. Богорубова. Специфику безработицы в РФ как таковую, не
только применительно к молодежи, исследуют Е.С. Бокова и И.А. Ашмаров. А.О.
Егоров и И.А. Ашмаров пишут о последствиях дефицита кадров для отечественного
промышленного производства. Результаты анализа рынка труда республики Саха
представляют П.Р. Плахов и И.А Ашмаров, а молодежную безработицу на Сахалине
изучал опрос К.О. Юдиной и И.А. Ашмарова. А.Л.Фурсов предлагает результаты
своих опросов, исследовавших процессы социализации разных поколений россиян и
журналистскую среду Саратова.
Раздел IV – «Социальные
коммуникации и язык XXI в.» – самый представительный в сборнике, в нем 15
публикаций. «Язык», очевидно, понимается одними авторами в традиционно-лингвистическом
смысле, другими – как «язык культуры». Статья А.А. Калмыкова о культурных
функциях Интернета как нового вида искусства представляется весьма
дискуссионной. А.Б. Бушуев представляет свои методические раздумья над
бакалаврским спецкурсом «Глобальный медиадискурс и его анализ» на языке
«компетентностного подхода». Историю языковой политики в России рисует Е.А.
Додыченко. В собственно лингвистическом поле работают остальные авторы раздела.
Как обычно, лингвисты отслеживают появление новых тенденций в языке, делают
объектом наблюдений «горячие» феномены (Н.Е.Кузнецова – способы журналистского
анализа политической ситуации, А.А.Киселева – телепередачу «Прожектор
ПерисХилтон», Е.В.Медведева – способы визуализации в Интернет-коммуникации
(смайлики, юзерпики и др.), А.М. Казанцева – жаргонизмы в рекламе). Интересна и
убедительна попытка А.С. Маслова классифицировать зоометафоры-инвективы в
русском языке.
Раздел V «Методика и
практика преподавания в XXI веке» содержит статьи, представляющие преподавательский
опыт в условиях реформы российской высшей школы (Е.В. Ушакова, З.Р. Киреева,
Х.Х. Галимова, Р.А. Свиридон), а также размышления на «вечные» методические
темы (В.К. Щербин о классификации в науке, М. Старшов, С. Чурочкина – о
необходимости включения сведений по истории науки в теоретическом курсе общей
физики, А.Я. и Н.Н. Минор – о педагогике Эдит Нотдорф).
В завершающем сборник
разделе «Свободная трибуна» о фигуре Столыпина публицистически размышляет Г.П.
Сидоровнин, а Ю. Головачев рассказывает о том, как корпорации применяют
стратегию жизненного цикла продукта для улучшения сервисного обслуживания своих
продуктов.
Статьи Ю.П. Чуковой,
В.Ю.Березкина, Ю. Головачева при всем желании невозможно привязать к проблеме
молодежи в постиндустриальном мире. Жаль, что авторы зачастую ограничивают
список использованной литературы собственными публикациями, но и средний объем
статей таков, что в нем трудно убедительно аргументировать проводимую идею.
Однако в целом сборник представляет ценность с точки зрения наличия новых
данных и материалов по молодежной политике и молодежной культуре современной
России; обобщения нового опыта в сфере образования; описания новых явлений в
языке.
Мультидисциплинарность
сборника вызвала интерес к нему проживающего ныне в Австрии экономиста В. В.
Клыкова, члена-корреспондента Международной Академии Системных Исследований
(МАСИ – IASS, Россия-Европа-Азия), руководителя филиала МАСИ в Вене (Австрия),
в прошлом – дипломата, представителя ООН по Промышленному Развитию (ЮНИДО) в Алжире
(в отставке).
- Проведение научной
конференции о молодежи в постиндустриальном обществе и публикация сборника по
её итогам являются очень актуальными для
России в настоящее время, так как именно молодёжь может осуществить этот переход
и обеспечить экономически эффективное и социально ориентированное в интересах
всего общества его функционирование, — пишет в своем отзыве В.В. Клыков. —
Знакомство с настоящим сборником показывает, что практически впервые была
сделана попытка провести системный анализ ситуации с молодёжью с научных
позиций не только в России, но и за рубежом. Об этом свидетельствует стройная
структура сборника и выделение в главах
базовых направлений в рассматриваемой теме.
Особый интерес
представляет Раздел I. «Глобальные проблемы постиндустриального общества». В
ней рассмотрен комплекс общих, технических, философских и социальных проблем,
различные аспекты и особенности развития современного
постиндустриально-техногенного общества, убедительно показано и его
отрицательное воздействие на живые организмы (Демиденко Э.С., Григорьев П.В. и
др.). Статья Э.С. Демиденко «Мир «постиндустриальный» — мир изуверски
техногенный» довольно логично показывает нам, как во многом возносимое до небес
в теориях постиндустриальное общество расходится с реальной действительностью,
которое оно же и создает. Уже в самом названии «постиндустриальное» кроется
смысл преодоления индустриализма, технократизма, урбанизма и всех бед ими
порожденных. Как мы видим из текста статьи, за гуманной вывеской современного
общества, построенного на индивидуализме и эгоизме, скрывается нарастающая
гибель биосферно-природного мира, а с ним и человека, которого породила
биосфера и социально вознесло общество. Приводимые автором факты еще раз
подтверждают выводы немецкого философа
М. Хайдеггера, который называл в статье «Европейский нигилизм»современную
техногенную цивилизацию чудовищной, ужасающей, смертельной. Э.С. Демиденко дает
этому постиндустриальному миру еще одну убедительную характеристику — изуверски
техногенный.
В статьях П.В.
Григорьева «Расширение отрицательного воздействия современного
постиндустриально-техногенного общества
на живые организмы» и А.В.Пачгиной «Проблемы усиления техногенности жизни в «постиндустриальной »
Калиниграндской области» приводится немало других фактов, которые дополняют
отрицательную, некритическую характеристику теорий постиндустриализма новыми
убедительными фактами. Каждый из отмеченных выше авторов не только
вскрывает хватающие за сердце факты
уничтожения жизни в таком односторонне схваченным умом обществе, но и
выстраивают свою логику преодоления того гибельного пути, куда ведут нас
современные элиты, экономисты и политики. Авторы обращаются ко всем нам с
просьбой внимательно разобраться в создавшейся ситуации и «принять соответствующие
меры для спасения жизни на планете Земля — и биосферной, и человеческой
(С.7-21, 32-40)».
Безусловный интерес
представляет попытка осмысления современной технической реальности, социальных
детерминант технических изменений и критики инструментальной рациональности в
статье В.Г. Недорезова «Философия техники в постиндустриальном обществе».
В разделе II
«Гуманистическое наследие и воспитание молодежи в XXI веке» рассмотрены
различные направления воспитания молодежи, включая духовно-нравственное,
религиозное, культурологическое, историческое, литературное и др. Особый
интерес для читателей представляет статья Прозоровой Н.И. Воспитание историей:
историософская поэзия Анны Барковой», впервые представленная в этом сборнике.
Не меньшую актуальность имеет статья Нечаевской Е.Е. «Правовые основы
противодействия экстремизму».
В разделе III «Молодежь на рынке труда»
подробно рассматриваются социально-экономические проблемы молодёжи на рынке
труда, связанные с безработицей, с трудоустройством. Одновременно с этим
отмечается негативное влияние дефицита кадров на развитие промышленности в
России. В этом плане интересен опыт трудоустройства молодых мигрантов в Кёльне.
В разделе IV
«Социальные коммуникации и язык XXI века» раскрывается роль власти в области
языковой политики, цивилизационная и культурная роль Интернета, электронных
книг, масс-медиа, говорится о моделировании и качестве межъязыковых
коммуникаций. Интересны статьи о юморе и стебе как реакции молодёжи на стрессы
времени, о наличии подразумевания в высказывании, жаргонизмах в разговорной
речи. Информация о ситуации с языком в России дополняется рассмотрением
современного разговорного молодёжного языка за границей.
Пятая глава посвящена
методике и практике преподавания в разных сферах общества в XXI. веке, включая
науку (в частности в физике) и систему образования в педагогических вузах.
Особенно актуальной является статья
Р.А. Свиридон о повышении качества языковой подготовки студентов в
современном образовании и М.О. Ильяхова о необходимости онлайн-социализации
преподавателей и студентов как базовой основы для повышения качества
преподавания и его ускорения.
Сборник показывает, что
учёные – участники конференции провели большую и плодотворную научную работу, а
редактор сборника сумел чётко структурировать полученные материалы и интересно
представить читателю. Но тема этих научных работ поистине необъятна и требует
продолжения научного поиска и дальнейшего обсуждения не только на научном, но и
властном уровне для принятия конкретных мер для более лёгкой интеграции
молодёжи в наше постиндустриальное общество. Пожелаем им всем участникам успеха
на этом пути.
Мы присоединяемся к
теплым словам рецензентов и считаем необходимым отметить, что АНО «Пресс-Лицей»
последовательно расширяет число площадок для научной дискуссии российских и
зарубежных ученых. Готовится к выпуску очередной номер «Гуманитарного научного
журнала», в редколлегию которого вошли ведущие ученые-практики из России,
Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Чехии. Сайт http://hsjournal.org/
сообщает о новых международных
конференциях, в первую очередь о становящемся регулярном форуме «Человек в
постиндустриальном обществе». Новый проект соединяет исследователей не только
научно. Благодаря проектам «Пресс-Лицея» международное научное сообщество
активизирует личностные контакты, в чем Франк Бьянчери видел основу для
строительства новой Европы.