Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Поделись


Район Вагонзавода

Многие районы имеют многовековую историю. Но некоторые достаточно молоды - не праздновали еще и 100-летнюю годовщину основания. Одним из них является Ратсхоф (к северу от вагонзавода).

Каким он был в начале ХХ столетия рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.

Ратсхоф

Северо-западный район Кёнигсберга стал застраиваться только в первые десятилетия прошлого века. Свое название он получил по названию имения, на территории которого его строили. Здесь зеленели сады, множились рестораны и кондитерские, танцплощадки и летние кафе. Погожей порой в Ратсхофе нередко устраивали массовые гуляния и купания. Тогда же по распоряжению властей за городскую черту стали выносить промышленные предприятия. Поэтому вскоре южная часть района, протянувшаяся вдоль берегов Преголи, превратилась в место индустриальной застройки: выросли корпуса вагонной и целлюлозно-бумажной фабрики, вальцовой мельницы и др.

В 1906 году руководство вагонной фабрики "Штайнфурт" в лице Феликса Хоймана выступило с инициативой возведения поблизости жилого поселка для своих рабочих и служащих.

За основу проекта была взята идея "города-сада", пришедшая в страны континентальной Европы из Англии. Предполагалось построить благоустроенный городок с удобными, но дешевыми квартирами. Связь с центром Кёнигсберга поддерживалась трамвайным сообщением.

Проектированием занялся строительный мастер Фритц Брайер. Новый поселок состоял из двухэтажных домиков - отдельно стоящих, сдвоенных, многоквартирных. При каждом из них был разбит сад или палисадник, поэтому дома просто утопали в зелени.

Школа Шеффнера

Школа 14В 1910 году для детей поселка Ратсхоф была построена школа (сейчас № 14), которой присвоили имя И. Шеффнера, известного общественного деятеля времен Канта, занимавшегося среди прочего и исследованиями в области педагогики.

Руководить строительством был назначен Ганс Мантойффель. Здание по форме напоминало букву "U", состояло из трех этажей. Лишь на изгибе высота увеличивалась еще на один этаж. Портал главного входа и внутренние колонны были украшены барельефами, выполненными Вальтером Розенбергом. На этажи вела удобная лестница с очень широким пролетом.

После войны здание школы пришлось восстанавливать. Первоначального проекта не придерживались и всю конструкцию значительно упростили. Повсеместно был надстроен четвертый этаж, форма крыши изменилась, и, чтобы здание вписывалось в перспективу улицы, был добавлен греческий портик.

Последняя церковь Кёнигсберга

Церковь ХристаПочти перед самым началом Второй мировой войны для евангелической общины в центре поселка была построена церковь Христа (ныне Дом культуры вагонзавода).

Автором проекта стал местный архитектор Курт Фрик. Художественные детали выполнил Хайнц Бар, а роспись - Генрих Тессин. Храм предназначался в первую очередь для рабочих местных предприятий.

В 1937 году здание было построено. Оно представляло собой простое вытянутое строение с высокой двухскатной крышей, угол наклона которой составлял 48 градусов. Уже издалека была видна стройная колокольня. Она примыкала к церковному помещению с северной стороны и соединялась с ним только до уровня крыши. С юга к храму прилегал общинный дом (был построен ранее).

дискотека 'Вагонка'Стены церкви Христа возводили из обожженного кирпича. Дополнительным декоративным элементом служили штукатурные пояса. Культовое содержание здания подчеркивали окна: с южной и северной сторон они представляли собой высокие большие проемы. На восточном фронтоне располагалось всего три близко расположенных, узких окна, которые перекрывались чуть приподнятыми арками. Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, такой же мотив авторы использовали и при оформлении звуковых отверстий колокольни.

Проходившие внутрь прихожане попадали в просторный зал (церковное помещение могло одновременно вместить до 700 человек). Он симметрично делился на 3 нефа рядами колонн из серо-желтого клинкерного кирпича. Причем средний неф был на треть выше, чем боковые, и как бы вдавался в крышу, что зрительно еще более увеличивало пространство. Сразу над входом размещалась выполненная из деревянного бруса органная эмпора (балкон). Находившийся там музыкальный инструмент был необычен - металлические трубы перемежались с деревянными. Украшением противоположной алтарной стены служило широкое окно, высотой почти во все помещение. Сам алтарь и кафедра священника были изготовлены из благородного дуба.

Церковь Христа была последним культовым зданием, выстроенным в Кёнигсберге. Оно пострадало во время войны, было восстановлено, но теперь выполняет совсем иные функции.

Опубликовано в газете "Гражданин",
15.08.02-21.08.02 N 34/35 (543/544)
Юлия Ягнешко