Район ВагонзаводаМногие районы имеют многовековую историю. Но некоторые достаточно молоды - не праздновали еще и 100-летнюю годовщину основания. Одним из них является Ратсхоф (к северу от вагонзавода). Каким он был в начале ХХ столетия рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры. РатсхофСеверо-западный район Кёнигсберга стал застраиваться только в первые десятилетия прошлого века. Свое название он получил по названию имения, на территории которого его строили. Здесь зеленели сады, множились рестораны и кондитерские, танцплощадки и летние кафе. Погожей порой в Ратсхофе нередко устраивали массовые гуляния и купания. Тогда же по распоряжению властей за городскую черту стали выносить промышленные предприятия. Поэтому вскоре южная часть района, протянувшаяся вдоль берегов Преголи, превратилась в место индустриальной застройки: выросли корпуса вагонной и целлюлозно-бумажной фабрики, вальцовой мельницы и др. В 1906 году руководство вагонной фабрики "Штайнфурт" в лице Феликса Хоймана выступило с инициативой возведения поблизости жилого поселка для своих рабочих и служащих. За основу проекта была взята идея "города-сада", пришедшая в страны континентальной Европы из Англии. Предполагалось построить благоустроенный городок с удобными, но дешевыми квартирами. Связь с центром Кёнигсберга поддерживалась трамвайным сообщением. Проектированием занялся строительный мастер Фритц Брайер. Новый поселок состоял из двухэтажных домиков - отдельно стоящих, сдвоенных, многоквартирных. При каждом из них был разбит сад или палисадник, поэтому дома просто утопали в зелени. Школа Шеффнера
Руководить строительством был назначен Ганс Мантойффель. Здание по форме напоминало букву "U", состояло из трех этажей. Лишь на изгибе высота увеличивалась еще на один этаж. Портал главного входа и внутренние колонны были украшены барельефами, выполненными Вальтером Розенбергом. На этажи вела удобная лестница с очень широким пролетом. После войны здание школы пришлось восстанавливать. Первоначального проекта не придерживались и всю конструкцию значительно упростили. Повсеместно был надстроен четвертый этаж, форма крыши изменилась, и, чтобы здание вписывалось в перспективу улицы, был добавлен греческий портик. Последняя церковь Кёнигсберга
Автором проекта стал местный архитектор Курт Фрик. Художественные детали выполнил Хайнц Бар, а роспись - Генрих Тессин. Храм предназначался в первую очередь для рабочих местных предприятий. В 1937 году здание было построено. Оно представляло собой простое вытянутое строение с высокой двухскатной крышей, угол наклона которой составлял 48 градусов. Уже издалека была видна стройная колокольня. Она примыкала к церковному помещению с северной стороны и соединялась с ним только до уровня крыши. С юга к храму прилегал общинный дом (был построен ранее).
Проходившие внутрь прихожане попадали в просторный зал (церковное помещение могло одновременно вместить до 700 человек). Он симметрично делился на 3 нефа рядами колонн из серо-желтого клинкерного кирпича. Причем средний неф был на треть выше, чем боковые, и как бы вдавался в крышу, что зрительно еще более увеличивало пространство. Сразу над входом размещалась выполненная из деревянного бруса органная эмпора (балкон). Находившийся там музыкальный инструмент был необычен - металлические трубы перемежались с деревянными. Украшением противоположной алтарной стены служило широкое окно, высотой почти во все помещение. Сам алтарь и кафедра священника были изготовлены из благородного дуба. Церковь Христа была последним культовым зданием, выстроенным в Кёнигсберге. Оно пострадало во время войны, было восстановлено, но теперь выполняет совсем иные функции. Опубликовано в газете "Гражданин", |