Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню





Город Пушкин был освобожден от врагов 24 января 1944 г. Вот как описывает музейный хранитель А.М. Кучумов свое возвращение во дворец: “Дальше идет страшное пожарище. Голые кирпичные стены, покрытые копотью, ни полов, ни потолков. Сплошной провал на все три этажа... через окна видны все комнаты — все обрушилось, кирпичи, копоть, обгорелые балки и железо — нигде никакого намека на отделку... “.
В мае 1944 г. была создана Комиссия по делам искусств и культурно-просветительных учреждений СССР во главе с доктором исторических наук, сотрудником Государственного Исторического музея в Москве профессором А.Я. Брюсовым. Она выехала в Кенигсберг для выявления и возвращения на родину произведений советских музеев, которые были вывезены врагами. В Кёнигсбергском замке была обнаружена поломанная мебель из Екатерининского дворца.
На вопросы о Янтарной комнате А. Роде, оставшийся в Кенигсберге при музее, ответил, что янтарные панели сгорели в замке в момент штурма города, но он при этом не присутствовал.

В своем дневнике А.Я. Брюсов в 1944 г. сделал запись о том, что, как свидетельствуют документы, во главе охраны музейных ценностей во всей Восточной Пруссии стоял Роде. Именно он перевез вещи в замки, организовал вывоз Янтарной комнаты в Саксонию, но от него ничего нельзя добиться: “Он говорит очень мало, только то, что мы и без него открываем“.
Позже Брюсов пришел к выводу, что комната уничтожена пожаром в 1944 г., но в Ленинграде поставили под сомнение заключение комиссии о гибели янтарных панелей.
Живописный медальон; позолоченный карниз с амурами и светильниками; завершения пилястр Золоченый десюдепорт. Южная стена янтарной комнаты

В марте 1946 г. сотрудник Центрального хранилища музейных фондов А.М. Кучумов и заведующий сектором музеев отдела культуры Ленгорсовета С.В.Трончинский провели новое тщательное обследование всех помещений Кёнигсбергского замка. В различных местах здания они обнаружили множество поломанной мебели, осколки ваз китайского и японского фарфора из интерьера Екатерининского дворца. У входа в Большой Орденский зал среди мусора, в слое гари, были найдены перегоревшие остовы обесцветившихся мозаичных картин. По профилю почерневших, покореженных рам и виньеток установили принадлежность их к флорентийским мозаикам XVIII в.
Одновременно шел розыск доктора А. Роде. Бургомистр города и несколько жителей сообщили, что он покончил с собой, подругой информации — Роде и его жена умерли в городской больнице в декабре 1945 г. от дизентерии. Наиболее верный путь обнаружения Янтарной комнаты был утрачен. Но А.М. Кучумов, не потерявший надежды, настоял на том, чтобы для поисков Янтарной комнаты создали специальную экспедицию.

Основными объектами обследования стали Королевский замок и оборонительные форты, а также около двадцати сооружений, в которых предположительно она могла находиться. Началась длящаяся уже более полувека история поисков, которая сегодня насчитывает сотни адресов и десятки экспедиционных маршрутов.

В 1967 г. для рассмотрения и изучения накопившейся информации, прямо или косвенно связанной с поиском Янтарной комнаты и захоронением музейных ценностей из музеев Советского Союза, создается Правительственная комиссия под председательством заместителя министра культуры РСФСР В.С. Стриганова. Комиссией была проделана огромная работа, однако и эти усилия не принесли результатов. В 1984 г. комиссия по розыску Янтарной комнаты прекратила существование.
Необходимо упомянуть также экспедицию, которую возглавляла Е.Е. Стороженко, организованную Министерством культуры РСФСР.

Западная стена воссозданной Янтарной комнаты Зрение. Воссозданная флорентийская мозаика янтарной комнаты

За более чем пять десятилетий поисков Янтарной комнаты история приобрела оттенок таинственности. Она породила на свет бесчисленное множество легенд и мистификаций, стала поводом для самых неожиданных сенсаций и откровенных инсинуаций всевозможных авантюристов и просто романтиков.

Поистине удивительные истории начались в 1997 г. Так, в Германии была обнаружена мозаичная картина “Осязание и Обоняние“, выполненная итальянскими мастерами в XVIII в. в технике флорентийской мозаики и находившаяся до 1941 г. на южной стене Янтарной комнаты в Екатерининском дворце-музее. В том же году был найден комод русской работы XVIII столетия, который до войны также находился в интерьере Комнаты.
В одной из своих последних статей Г. Вермуш, публицист и переводчик из Германии, много лет занимающийся поисками пропавшей Янтарной комнаты, выдвигает предположение, которое основывается на обнаруженных им документах: “Очевидно, уцелевшие и поврежденные части Янтарной комнаты при эвакуации могли быть перевезены в разные места“.

Среди сотрудников музея бытует версия, выдвинутая в устной беседе А.М. Кучумовым уже в Ленинграде, что доктор Роде, досконально зная немецкие архивные документы и историю создания Янтарной комнаты, разделил ее на изначальную — “немецкую“ — часть и более позднюю — “русскую“, после чего запаковал их в ящики порознь. Это — поступок хранителя: любой музейный сотрудник, оказавшийся в военных условиях, должен принять решение — что спасать в первую очередь, что — во вторую.
“Немецкую“ часть отправили (предположительно) в Саксонию; “русскую“ — зеркала, шесть цокольных панелей, резьбу десюдепорта и три мозаики — или не успели отгрузить, или намеренно в ящиках оставили в замке, который был уничтожен во время налета английской авиации. Обгоревшие детали отделки Янтарной комнаты должны были послужить доказательством достоверности произошедшей трагедии.

Побывав в очередной раз в Калининграде в 1969 г., А.М. Кучумов утвердился во мнении, что искать Комнату нужно тщательнее. Он говорил на эту тему осторожно, но считал, что янтарные мозаики не утеряны.
“...Я до сих пор уверен, что Янтарная комната не погибла и спрятана где-то... И что она непременно будет найдена — случайно или в результате планомерного поиска, от которого нельзя отказаться до тех пор, пока не будет доказано, что она утеряна безвозвратно“.
Сотрудники музея-заповедника “Царское Село“ не приемлют словосочетания “гибель Янтарной комнаты“, упорно заменяя его на “исчезновение“.

Осязание и Обоняние. Середина XVIII в. Флорентийская мозаика янтарной комнаты Слух. Воссозданная флорентийская мозаика янтарной комнаты

В начале 1990-х гг., в связи с получением новых данных о перемещении культурных ценностей, с прибытием в Калининград архива Г. Штайна и открытием доступа к советским спецхранам, была возобновлена поисковая деятельность. В Калининграде был создан Координационный центр по поискам культурных ценностей, а с 1996 г. — Отдел по поиску культурных ценностей.

К поискам Янтарной комнаты причастны многие деятели культуры, энтузиасты-подвижники, представители деловых кругов и государственные деятели. Поиск Янтарной комнаты и других утраченных культурных ценностей продолжается. Он ведется в подвалах старинных замков, в казематах фортов, туннелях промышленных предприятий и руинах графских дворцов, в озерах и шельфах Балтийского моря, в штольнях и штреках шахт, в архивах и библиотеках.
С течением времени все более обоснованными становятся опасения, что хрупкий декор янтарных панно, требующий особых условий хранения, буквально осыплется в руках тех, кому посчастливится сделать эту сенсационную находку.

II.Янтарная комната:
1.История Янтарной комнаты
2.Янтарная комната в Екатерининском дворце
3.Вывоз Янтарной комнаты в Кенигсберг в войну
5.Воссоздание Янтарной комнаты