В силу сложности конструкций и невысоких прочностных свойств янтаря в произведениях XVII - XVIII веков достаточно часто происходят серьезные повреждения. Рассмотрим одно из самых значительных произведений из собрания Эрмитажа - Янтарную кружку XVII века (Инв № Э 5178) с крышкой и рельефными портретами германских царствующих князей . В журнале "Старые годы", где опубликована статья хранителя галереи драгоценностей Эрмитажа барона А.Е. Фелькерзама "Янтарь и его применение в искусстве", приводится фотография данной кружки уже без крышки. Крепление янтарной крышки выполнено по аналогии с креплением крышки серебряной кружки. Ясно, что тяжелая янтарная крышка долго держаться на одном винте не могла и поэтому раскололась на несколько фрагментов. По согласованию с реставрационной комиссией были изготовлены и установлены два крепящих кольца. Одно из них - янтарное - в центральной части крышки, второе - металлическое - изнутри по ее ободу. Именно на него передается все усилие, когда крышка открывается. Таким образом, вся ее конструкция, как говорят инженеры, "разгружена". Установленные кольца - янтарное и латунное - не изменили внешний облик этого прекрасного произведения. Второй пример - реставрация янтарного кубка, указанного ранее. Поломки произошли в двух местах: плоской круглой крышке, конструкция которой выполнена как "диафрагма", и в слишком тонком переходном кольце между основанием и балясинкой ножки кубка. Центральная часть крышки является "замковой" и поломка произошла именно в этом слабом месте - шиповом соединении. Для того, чтобы изготовить новое шиповое соединение, требовалась полная разборка крышки и развальцовка металлических зубцов, крепящих ее. Это могло привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до поломки отдельных зубцов или соединений деталей. Поэтому было принято решение установить в центральной части крышки янтарное кольцо, дублирующее место склейки и выполняющее роль шипового соединения. Остатки элементов основания были установлены на янтарную подложку, которая взяла на себя всю механическую нагрузку. Оставался невыясненным вопрос - как выглядела металлическая оправа основания ножки? Ответ был найден старшим научным сотрудником Яковлевой Л.А. на гравюре начала 18 века, находившейся в Отделе Истории Русской Культуры Эрмитажа, на которой кубок был изображен в полной сохранности, что позволило точно восстановить утраченные детали. Оправа ножки была заново выполнена из латуни, дополнения внесены в паспорт, внешний вид бокала не претерпел изменений. Данное изделие стало экспозиционным. При изготовлении реставрационных восполнений изделий XVII - XVIII веков выяснилось, что профильные элементы очень разнообразны: очевидно, выполнялись они индивидуально. Характерная особенность, присущая только янтарю - это наличие в изделиях шпунтового соединения, имеющего следующие основные виды: Кроме шпунтового применяется соединения штифтовые (янтарные, деревянные, слоновой кости, металлические) и соединения отдельных частей изделия при помощи металлических петель. Классическим образцом технологии западноевропейских мастеров начала XVIII века являются янтарные шахматы из собрания Эрмитажа. В процессе реставрации были выявлены причины, вызвавшие коробление основы и отслаивание янтарного набора поля для игры. Чтобы изделие было легким, мастера того времени сделали деревянную переклейку основы из дощечек толщиной не более 5-7 мм, но с годами, при постоянно изменяющемся температурно-влажностном режиме стали неизбежны усадки и коробление деревянной основы, что вызвало отслоение янтаря, так как коэффициенты объемного расширения дерева и янтаря различны. Как показали исследования, проведенные Отделом научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа в 2001 году, при изготовлении шахмат было применено три вида клея9, со временем деструктировавшие и потерявшие свои адгезионные свойства, среди которых фигурировал и рыбий клей. Традиционно прозрачные элементы с резьбой на клей не ставятся, так как он забивает мелкий рельеф, в результате чего миниатюры - орнамент, сцены из бытовой жизни, пейзажи, виды городов, часто встречающиеся в изделиях XVII - XVIII веков были бы не видны. Обычно в таких случаях прозрачные медальоны держатся за счет скошенных кромок прилегающих к ним непрозрачных элементов. Такая техника на врезку по типу "ласточкин хвост" достаточно трудоемка. Дополнительно выяснилось, что через много лет рыбий клей оказался прочнее окислившегося янтаря и "оторвал" множество маленьких (до 3 мм) кусочков янтаря от внутренней поверхности прозрачных элементов. То же произошло и с непрозрачными элементами. Этот случай дал возможность сделать следующие выводы: Рыбий клей, при помощи которого в XVII - XVIII веках крепилось янтарное убранство на деревянную основу (с промежуточной подкладкой бумаги) вызвал существенное разрушение внутренней стороны янтарных пластин, что и дало многочисленные отслоения их от основы. Подобные отслоения и разрушения рыбий клей произвел и на прозрачном янтаре. Традиционно под пластинки прозрачного гравированного янтаря подкладывается металлическая фольга, но янтарь не приклеивается, а держится за счет скошенных кромок прилегающих к нему непрозрачных элементов. По имеющимся историческим сведениям известен один из центров изготовления металлической фольги - это город Нюрнберг, но по опыту реставрационной работы с изделиями из собраний России, Германии, Польши и Дании было определено, что фольга, использованная в шахматах, разнится между собой по времени и способам изготовления. Проведенный спектрографической лабораторией Балтийского завода металлографический анализ выявил две разновидности этой фольги: ранняя фольга изготавливалась из сплава типа латуни, полировалась и покрывалась с двух сторон лаком, более поздняя фольга изготавливалась из тонкой красной меди, полировалась, серебрилась с лицевой стороны и также покрывалась лаком. Лак мог быть золотистого или малинового цвета. Рассмотрим подробнее один из интересных художественных приемов работы с прозрачным с прозрачным янтарем в XVII веке - "игломизе". При внимательном рассмотрении с помощью бинокулярного микроскопа МБС - 10 отдельных элементов изделий, выполненных в технике "игломизе", удалось выяснить, что внутренняя часть вставок - полированная с нанесенным на нее сусальным золотом. Возможно, золото ставилось на лак типа "мордан". Далее тонкой полированной иглой наносился рисунок (видны продавленные следы), а излишек золота в промежутках удалялся. Затем весь рисунок покрывался тонким слоем красно-коричневого лака. В дальнейшем эти элементы устанавливались в основной набор способом врезки в более крупные детали с использованием воско -канифольной мастики. В технике "игломизе" выполнены вставки из прозрачного янтаря в ножах и вилках XVII века из собрания Эрмитажа. Воссоздание утраченных фрагментов и шипового соединения, консервация поверхности. Традиционная практика воссоздания утраченных янтарных элементов заключается либо в прямой замене некоторых частей из янтаря, либо в формировании их из гипса или каких - нибудь искусственных материалов. Гипсовые доделки легко тонируются акварельными красками, затем покрываются лаком и создают вполне экспозиционный вид, но имеют слабую адгезию с янтарем, кроме того, они недолговечны. Небольшие восполнения из "молодого" янтаря, т.е. только что разрезанного на пластины, резко выделяются по цвету - они светлее и, как правило, имеют зеленовато-оливковый оттенок, как говорят польские реставраторы - "капустяк" - т.е. цвета квашеной капусты. Требуется не менее 20 лет, чтобы янтарь окислился и стал именно того цвета, каким мы традиционно его представляем. Лучшими, на наш взгляд, являются восполнения из натурального янтаря, колорированные по рецептуре авторских свидетельств, приведенных выше. Такой способ не является подделкой, так как он не переходит грань "достаточности": невозможно подделать естественную патину, в том числе и мельчайшую сетку кракелюр. В местах мелких сколов и утрат хорошо себя зарекомендовала мастика с добавлением натурального шеллака (4%) и минеральных пигментов соответствующих оттенков. Основных конструктивных способов соединения деталей в янтарных произведениях XVI - XVIII веков было два: шпунтовое соединение (без применения каркаса) и набор на деревянную основу. Большинство утрат бескаркасных изделий происходят в местах стыковок, когда ломается шпунтовое соединение. И, если сохранены геометрические размеры, то лучшим способом реставрации является соединение на рейку. Это означает, что необходимо освободить паз от остатков шипа, а там, где был шип, прорезать паз и вставить рейку, выполненную из янтаря. В том случае, если нарушены геометрические размеры, т.е. разлом захватил и часть элементов набора, необходимо применять технологию поддерживающих колец или плоскостей и мастиковки швов. Последней отделочной операцией после сборки произведений из янтаря является консервация поверхности отбеленным воском. Способы его нанесения традиционны: разогретый воск наносится тонким слоем с помощью жесткой кисти и вручную располировывается бязью. Излишки воска удаляются по окончании работы. Заключение. В заключение этой статьи хотелось бы добавить, что последние работы по частичной реставрации произведений из янтаря XVII - XVIII веков из собрания Эрмитажа велись перед Великой Отечественной Войной. Всем работникам Эрмитажа, кто помог подготовить выставку произведений из янтаря XVII - XVIII веков, моя искренняя благодарность. Реставратор высшей категории А.А. Журавлёв.
Первоисточник: Реставрация и консервация произведений из янтаря XVII и XVIII веков. Журавлёв А.А.
|