Мы открыты и готовы к совместной работеДепутаты областной думы делятся своими планами по поводу начавшейся осенне-зимней сессии.
– Планы на ближайшую перспективу у нас обширны. Кроме бюджета на 2013-й и перспективу до 2014 года, который надо принять в первоочередном порядке, мы планируем рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с социальной сферой, градостроительной политикой, закон о межбюджетных отношениях… Вообще, у нас есть план законотворческой работы, и в соответствии с этим планом мы и будем действовать. Традиционно главный вопрос осенней сессии - бюджет. Нынче он впервые будет обсуждаться широко, мы вынесем этот вопрос на публичные слушания. В этой связи хочу подчеркнуть, что публичному обсуждению должна предшествовать большая подготовительная работа. Чем сегодня, собственно, многие депутаты и занимаются. Мы понимаем, что напряженный бюджет 2013 года остается социально направленным, но также есть ясность, что бюджет обязан быть таким, который позволяет области в экономическом развитии двигаться вперед. Хочу подчеркнуть, что дума по-прежнему будет работать в максимально открытом режиме, мы готовы выслушать и принять любые предложения и пожелания калининградцев. Надеюсь, что совместными усилиями депутатов, активной части общества по результатам предстоящей осенне-зимней сессии мы сделаем еще один существенный шаг в направлении экономического процветания и высокой степени социальной защищенности граждан Калининградской области.
– Еще весной мы провели ряд мероприятий, направленных на анализ бюджетной политики. Проанализировав, мы поняли, что необходимы новые подходы, назрели серьезные изменения в порядке формирования, обсуждения и принятия основного документа, определяющего экономическое развитие региона. Исходя из этого понимания мы активно начинаем свою работу в наступившей осенне-зимней сессии. Специфика нынешней процедуры формирования областного бюджета состоит в том, что уже 15 октября в думу должен быть внесен проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Конкретно начали мы с того, что на первом заседании 20 сентября приняли в первом чтении два очень важных закона: о патентной системе налогообложения и о межбюджетных отношениях. Эти законы достаточно активно обсуждались общественностью, в том числе и в СМИ, поэтому скажу по ним буквально по нескольку слов. Введение патентов на определенные виды деятельности, что соответствует принятому летом федеральному закону, дает нашим налогоплательщикам право выбора. Мы посчитали, что надо охватить максимально возможное количество видов деятельности, к которым применяется патентная система, дать нашим предпринимателям максимум свободы в действиях. Патент хорош тем, что становится совершенно ненужной бухгалтерия, предельно упрощается вся схема уплаты налогов. Как говорится, заплатил один раз стоимость патента (к слову, не очень высокую) и – спи спокойно. Очень важен для экономики региона закон о межбюджетных отношениях, новую редакцию которого мы рассмотрели в первом чтении. Этот документ направлен на то, чтобы более справедливо распределялись доходы бюджета между дотационными муниципалитетами (а они у нас такие практически все, за исключением областного центра). Первым шагом в этом направлении стала реструктуризация долгов, которые по региону приблизились к двум миллиардам рублей. Хочу сразу подчеркнуть, что здесь нет вины муниципалитетов, у которых образовался долг перед областным бюджетом на столь значительную сумму. Это – ошибки бюджетной политики, которые мы сегодня исправляем. Фактически все это «долговое хозяйство» было искусственно создано из-за чрезмерной концентрации доходов областного бюджета. Вторым шагом мы вводим возможность для муниципалитетов вместо дотаций получать дополнительный норматив по налогообложению. Начиная с нового 2013 года у нас будут вводиться такие дополнительные нормативы по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество юридических лиц. Для инициативных, эффективно работающих территориальных образований эта возможность дает большие перспективы для дальнейшего развития. Кстати, эта система выгодна Калининграду, который, являясь своеобразным донором в масштабе области, сейчас считает себя обделенным. Этот пакет документов принят пока в первом чтении, сейчас мы собираем поправки из муниципалитетов, чтоб окончательно отшлифовать эти законы. Этим будем заниматься в ближайшее время. А краеугольная задача – принять бюджет-2013 до 31 декабря 2012 года. Это, что называется, наша святая обязанность, и мы ее обязательно выполним.
- В повестке дня на предстоящий период у нас несколько важных законопроектов. В первую очередь мы должны доработать закон об Уставном суде в Калининградской области. Поправки в него в первом чтении были приняты еще Думой прошлого созыва, сейчас поступили новые. Будем совершенствовать Кодекс об административных правонарушениях, приводя его в соответствие с федеральными нормами. Думаю, горячим будет обсуждение поправок в наш закон о митингах, который также требуется привести в соответствие с федеральным. Там есть несколько спорных моментов (скажем, областным депутатам предстоит определить расстояние до некоторых значимых объектов, ближе которого нельзя проводить одиночные пикеты), которые надо будет обсудить и принять. По предложению депутата Витаутаса Лопаты, в рамках внесения поправок в Административный кодекс обсудим проблему городских работ в ночное время. С одной стороны, это мешает жителям близлежащих домов, а с другой – если ремонтировать дороги и мосты в городе днем, то все движение остановится… На предстоящей сессии рассмотрим вопрос о внесении изменений в закон Калининградской области о порядке назначения и деятельности мировых судей. Предполагается, что будут упорядочены вопросы, связанные с переподготовкой и обучением этой категории судейских работников, что, в свою очередь, повысит качество выносимых судьями решений. Отмечу, что принятие этого закона потребует определенных бюджетных средств, поэтому наш комитет будет участвовать и в обсуждении бюджета области на 2013 год. Кроме непосредственно законодательной деятельности, мы активно участвуем в обсуждении и реализации целевых программ, проводим «круглые столы» и другие мероприятия, в том числе выездные. Например, в этом месяце вместе с председателем профильного комитета Олегом Шлыком мы пересекли границу Калининградской области с Республикой Польша, чтобы своими глазами увидеть, как отразился новый режим безвизовых поездок граждан на ситуации с приграничными очередями.
- В рамках обсуждения бюджета области на 2013 год, мы отрабатываем несколько важных для жителей региона тем. К примеру, вопрос о новых нормативах в системе школьного образования, который напрямую связан с повышением зарплат учителей. Мы здесь плотно работаем с министерством образования области, с педагогической общественностью. Надеемся, что к моменту принятия бюджета все нюансы будут учтены, и мы успешно станем работать с нового года по новым правилам. Или, скажем, ремонт квартир закрепленных за детьми-сиротами. Что получается в жизни? Пока воспитанник находится в детском доме, учится, закрепленная за ним квартира приходит в негодность. И как в ней потом жить? Областное правительство предложило на эти цели выделить 14 млн. рублей, мы с этим полностью согласны. Поддерживаем, больше того, готовим соответствующий закон, который упорядочит решение этих вопросов. Комитетом проведена работа по внесению изменений в закон Калининградской области об обучении инвалидов на дому. В чем суть поправок? Если раньше всю необходимую технику (компьютеры, специальную аппаратуру, например, для слабослышащих) закрепляли за каким-либо учреждением и давали инвалиду на время обучения в школе, то сейчас это спецоборудование передается в безвозмездное пользование ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому. Вообще, в деле социальной защиты отдельных категорий калининградцев в предстоящем году ожидается много изменений. Повысятся пособия на детей, гражданам, ставшим инвалидами в результате увечья, полученного при исполнении воинского, служебного, гражданского долга. Упорядочится подготовка документов для определения нуждающихся в так называемом социальном жилье. Законодательно закрепим проведение ежегодной индексации ежемесячных денежных выплат ветеранам труда и приравненным к ним лицам, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий. Большое внимание наш комитет уделяет региональным целевым программам. Участвует в работе по их подготовке и принятию, а также заслушивает отчеты профильных министерств об исполнении программ.
- На основе проведенного экспертно-математического анализа деятельности нашего комитета и областной Думы в целом, мы выстроили систему цель и задач, в рамках которой собираемся работать. Определили себе функции и инструментарий, которые для этого необходимы. Поэтому всю свою деятельность планируем теперь в соответствии с этими научными разработками. По нормативно-законодательному направлению, в предстоящую осенне-зимнюю сессию комитет займется доработкой областного закона о туристической деятельности, который считаем очень важным для региона. Также мы вернемся к вопросу о государственной поддержке туристско-рекреационной сферы. Начнем работу над законом об экономической политике, в котором попытаемся выработать единые правила для всех субъектов рынка. Кстати, мы себе в этом плане наметили программу на целую пятилетку вперед: законы о промышленной политике, об инновационной, об инвестиционной… Накопились у нас поправки в Жилищный, Земельный и Градостроительный кодексы, которые обсудим на заседаниях областной думы. Внесем свой вклад и в разработку федерального закона о Калининградской области. Из текущей работы следует упомянуть о нашумевшем «законе об эвакуаторах», который должны рассмотреть в ноябре, а также законе о муницапальном жилищном контроле. Будем продолжать заниматься вопросами стратегического планирования, в том числе доработкой отраслевых программ и концепций, совершенствованием нормативно-правовой базы. Здесь же наболевшая тема регулирования управляющих компаний, проблемы расселения аварийного жилья и многое другое. В центре внимания комитета остается тема энергообеспеченности и энергобезопасности региона. Какие последствия для области будет иметь введение так называемого «третьего энергопакета ЕС», когда прибалтийские энергосистемы выйдут из российской и мы окажемся чуть ли не в полной изоляции? В этом контексте, естественно, на первый план выходят проблемы Балтийской АЭС: будет ли она работать на региональную экономику или исключительно на экспорт? Обязательно продолжим работу над преодолением административных барьеров для бизнеса, по результатам проведенного комитетом «круглого стола». А из новых тем хочу назвать проблему источников излучения электромагнитных полей в Калининграде, к рассмотрению которой мы приступили. Александр НИКУЛИН, председатель постоянного комитета областной думы по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды: – Первоочередная задача нашего комитета на сегодня – областной бюджет на 2013 год. От того, сколько денег выделят на сельское хозяйство, на охрану окружающей среды и другие важнейшие сферы жизнедеятельности, от того, насколько эти средства будут грамотно распределены по отдельным отраслям и конкретным программам, зависит экономическое развитие области и благосостояние калининградцев. Возьмем, к примеру, такой острый для нас вопрос, как мелиорация. Мы недавно побывали в самых, с этой точки зрения, проблемных районах: Полесском и Славском. Там, как известно, сплошь польдеры, люди фактически живут на потенциально подтапливаемой территории. Так что проведение там мелиоративных работ – это вопрос не только сельскохозяйственный – это вопрос жизненный, касающийся всего населения. Долгие годы в этом направлении практически ничего не делалось, денег на мелиорацию просто не выделяли. Система пришла в страшное запустение, на ее восстановление и дальнейшее развитие требуются огромные средства. Отрадно, что правительство, губернатор с пониманием относятся к этим проблемам. И они хоть медленно, но решаются. Если, скажем, в недалеком прошлом на мелиоративные работы выделялось 30 млн рублей, то в следующем году мы рассчитываем уже на 150 миллионов. Даже и этого, понятно, мало, но регион, кроме собственных средств, активно участвует в федеральных программах. Поэтому у нас есть надежда, что положение здесь существенно улучшится. Обязательно продолжим работу по введению неиспользуемых земель в оборот. Надо сказать, что только в нынешнем году мы в области возобновили культурное использование около 30 тысяч гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Много еще заброшенной? Да, есть, но и трудностей здесь предостаточно. В свое время, когда «разгоняли» колхозы, людям выделяли паи. Многие их так и не оформили, конкретный участок не выделен. Процесс «распутывания» этих затянувшихся в тугой узел юридических коллизий непрост и долог, но мы, вместе с муниципалитетами, этим плотно занимаемся. Кстати, можно заметить, что в восточных районах области земли используются практически на сто процентов. Много заброшенных участков вокруг Калининграда, самые проблемные в этом отношении районы – Багратионовский, Зеленоградский, Гвардейский… В целом же на предстоящую осенне-зимнюю сессию облдумы у нас имеется четкая программа действий по всем направлениям, и мы ее обязательно реализуем.
- В первую очередь на предстоящей сессии мы рассмотрим поправки в Устав Калининградской области, расширяющие права уполномоченного по правам ребенка. Само название этой должности будет несколько изменено, от чего изменится, так сказать, и содержание - уполномоченному предоставляется право посещать места заключения несовершеннолетних без специальных разрешений. Планируем выйти с инициативой в Государственную Думу РФ с просьбой принять поправки в закон о муниципальной службе, смысл которых в том, чтобы запретить занимать государственные должности людям даже с погашенной судимостью. Мы также инициировали внесение изменений в закон о муниципальных выборах в Калининградской области, уточнили срок формирования ТИК, определили объем бесплатной печатной площади. Продолжаем работу над законом о взаимодействии органов госвласти с Ассоциацией «Совет муниципальных образований». Этим документом упорядочиваются отношения органов власти и общественного института, определяются основные принципы взаимодействия. Отношения должны строиться на добровольности, сотрудничестве и партнерстве, гласности. Недопустимо как вмешательство органов государственной власти в деятельность совета, так и наоборот – вмешательство совета в работу государственных органов. В регионе планируется создать особый орган по управлению государственной службой, для чего будет принят специальный закон. Это позволит сконцентрировать в одном месте все управление гос-учреждениями.
|