Академия искусствДрезден гордится своей галереей, Париж - Сорбонной, а гордостью Кёнигсберга в свое время была академия искусств, о которой сегодня рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.
Вначале были сомнения относительно удалённости академии от центра. Однако вскоре были отмечены определённые преимущества: простор, открытость, разнообразные пейзажи.
Однако реальность внесла свои поправки: из трёх домов художников, окна которых должны были открывать прекрасный вид на лежащие внизу луга, был построен только один. Изысканная простотаФридрих Лаарс, который сам принадлежал к числу профессоров Академии Кёнигсберга, проектировал центральное здание в соответствии с новыми течениями в архитектуре. Основными акцентами стали возвращение к простоте и отказ от декоративных украшений. Архитектор предпочел крупные ясные формы, а в оформлении - даже строгость, которая была характерна для вновь возрождённого в ХХ веке классицизма. Особенностью стал очень длинный для того времени остов, который чуть заметно разделялся ризалитами - выступающими частями фасада. Основание покрывалось крышей, которая, в отличие от большинства строений города, не прерывалась модными тогда слуховыми окнами, а имела одну сплошную оконную ленту, что до сего момента являлось в Кёнигсберге новшеством. ![]() Центральный двухэтажный фасад плавно делился группами окон и вертикально расположенными лизенами (узкими вертикальными полосами, слабо выступающими из стен). Равномерный ритм оформления здания прерывался посередине, там, где располагалось полуциркульное окно. С обеих сторон от него были помещены плоские барельефы, изображающие двух муз искусства, созданные Станислаусом Кауэром. Эти декоративные элементы являются единственным украшением всего здания и потому производят большой эффект. И, наконец, по бокам строение гармонично обрамлялось флигелями. В их оформлении полностью повторялся стиль основного блока. Обратная сторона главного корпуса академии, обращенная к саду, совсем не похожа на фасадную. Здесь уже нет той строгости. Выдающиеся флигели соединяли пространство между собой в одну террасу, образовывая двор. Отсюда широкая открытая лестница вела в крытую галерею.
В восточном флигеле была аула (конференц-зал), которая использовалась не только для праздничных целей, но и для выставок выпускников. Поэтому освещалась верхним светом. В западном флигеле внизу находилась учебная аудитория, вверху - помещение для работ с гипсом. С востока к центральному зданию академии примыкал директорский дом. В нем были не только шикарные жилые помещения, но и мастерская. * * * Спустя сто лет главное здание очень хорошо сохранилось, и теперь в его помещениях звучат голоса учеников школы № 21. Но после реконструкции строение лишилось многих особенностей. Из всего комплекса сохранились лишь дома графиков и скульпторов, а вот дома директора нынче нет. Опубликовано в газете "Гражданин", |