Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню





В 1743 г. при участии архитекторов М.Г. Земцова, А.В. Квасова, СИ. Чевакинского по приказу Елизаветы началась перестройка дворца и парка в ее летней резиденции — Царском Селе. Вдоль парадного двора должна была протянуться анфилада роскошных залов. Императрица решила создать здесь интерьер, ни с чем не сравнимый по роскоши.
Перестройка дворца длилась тринадцать лет. В июле 1753 г. Елизавета повелевает Ф.-Б. Растрелли спроектировать новую Янтарную комнату, но уже в Большом Царскосельском дворце, причем декором для ее стен должны послужить янтарные панно из Янтарного зала Третьего Зимнего дворца.
Начальник Канцелярии Императорского кабинета В. Фермор по приказу Елизаветы бережно разбирает панели в Петербурге и укладывает их в ящики. Специальная команда солдат на руках переносит их из Петербурга в Царское Село.

Зал в Екатерининском дворце, предназначенный для Янтарной комнаты, был гораздо больше, чем в Третьем Зимнем, и в шесть раз превосходил размерами прусский Янтарный кабинет, но Растрелли блестяще справился с поставленной перед ним задачей: эффектно расположив старые фрагменты Янтарного кабинета и деликатно дополнив их новыми декоративными элементами в стиле барокко, великий зодчий создал изысканный по красоте зал, пребывание в котором воспринималось современниками как величайший праздник.

В интерьер Янтарной комнаты Царскосельского дворца архитектор ввел живопись, имитирующую янтарную мозаику, — она создает фриз между карнизами панно и плоскостью потолка, а зеркальные пилястры поместил на постаменты. Богато украшенная золоченой резьбой, комната органично вошла в декоративный ансамбль парадной, так называемой Золотой, анфилады.
В янтарные рамы поместили четыре флорентийские мозаики — дипломатический дар Елизавете. Изготовлены они были в 1750-е гг. во Флоренции, по эскизам художника Дж. Дзокки, и представляли собой аллегорическое изображение пяти природных чувств: слуха, зрения, вкуса, осязания и обоняния.

Тогда же был изготовлен наборный паркет по рисунку архитектора В.И. Неелова. Много позже,в 1860 г., потолок Янтарной комнаты был украшен плафоном “Мудрость оберегает Юность от соблазнов Любви“ , который архитектор А.И. Штакеншнеидер выбрал из хранившихся в Зимнем дворце.
Янтарь — очень хрупкий материал, и изделия из него требуют постоянного ухода. Уже после окончания работ со всей очевидностью встал вопрос о необходимости наблюдения за состоянием огромных янтарных панно.
Для проведения реставрационных работ в 1768 г. из Пруссии приезжает Ф. Роггенбук, который впоследствии возглавил и работы по изготовлению янтарных изделий в созданной им Царскосельской янтарной мастерской, крупнейшей в Европе.

Вступившая на престол в 1762 г. Императрица Екатерина II любила принимать гостей в этой комнате и поэтому много внимания уделяла отделке и реконструкции интерьера. В 1763 г. она издала указ о замене расписных частей цоколя на мозаичные панели из янтаря. Начался очередной, теперь уже последний, этап янтарной отделки Комнаты. Изготовление архитектурно-декоративных янтарных деталей проводилось в Царскосельской янтарной мастерской, которая к тому времени была последним и единственным центром в Европе, где велись столь объемные работы. Так, за четыре года было израсходовано 450 килограммов янтаря. При переводе декора Комнаты в янтарь мастера использовали не только новые элементы, но и старые, привезенные из Пруссии и не нашедшие применения: по верху каждого большого панно среднего яруса были помещены старинные янтарные маски с отходящими от них резными гирляндами из фруктов.
В 1771 г. был закончен и установлен над восточной дверью десюдепорт, привезенный в Петербург из Берлина незаконченным. Еще одним украшением Янтарной комнаты стал выполненный из янтаря угловой столик, спроектированный Ф.-Б. Растрелли.

Панорама Екатерининского дворца. Середина XVIII в. Художник М.И. Махаев 1819 Портрет Екатерины Второй

О богатом декоре Янтарного зала упоминает в своем дневнике Ф. де Миринда, южноамериканский испанец, много путешествовавший. Он год, с 1786 по 1787-й, прожил в России. Благосклонно принятый Екатериной II, де Миринда получил право носить форму полковника русской армии и появляться при дворе: “... в Янтарной комнате невозможно было не остановить взгляд на покрытых кафлями из янтаря стенах — щедрый подарок короля Пруссии; стены ее украшены барельефами из того же материала — исключительная в своем роде работа, ничего подобного я доселе не видывал“.

Завершились работы, и комната предстала во всем своем великолепии, озаренная 565 свечами.
Установленные в бронзовых и деревянных настенных светильниках, они отражались в 24 пилястрах, зеркалах-картушах и в двух больших зеркалах, помещенных в простенках окон, обращенных на парадный плац.

“Стиль Янтарной комнаты... представляет собой смесь рококо и барокко, и эта комната —подлинное чудо, не только из-за высокой ценности материала, искусной резьбы и легкости архитектурных форм, но, главным образом, из-за прекрасного, то темного, то светлого, но непременно теплого тона янтаря, который придает всему убранству невыразимую прелесть.
Стены зала покрыты мозаикой из полированных кусочков янтаря, неодинаковых по размеру и по форме, но сохраняющих коричневато-желтоватый колорит. Резные янтарные рамы с рельефами делят стены на отдельные участки, где выложены четыре мозаики — римские пейзажи с аллегорическими изображениями человеческих чувств.
Весь декор производит равно приятное впечатление при солнечном свете и при свечах“. Описание относится к 1912 г.
Янтарный десюдепорт. Восточная стена янтарной комнаты Янтарная комната. 1859 Гелиогравюра из альбома Т. Готье

В середине XIX в. в Комнате поместили конную статую прусского императора Фридриха II — уменьшенную копию памятника скульптора Д. Рауха. Она появилась во дворце в качестве дипломатического подарка прусского двора императору Николаю I.
В простенках между окнами были поставлены витрины, в которых разместили янтарные предметы, подаренные в разное время членам императорской семьи.

Содержать Янтарную комнату в надлежащем состоянии оказалось очень сложно: весь период ее бытования в царскосельском дворце был заполнен заботами о ремонте и поддержании в порядке драгоценных панно.
В начале 1830-х гг. янтарные панно, нуждающиеся в ремонте, снимали со стен и починку производили в зале, а в 1893 г. некоторые из них увозили для реставрации на Петербургскую гранильную фабрику.
18 апреля 1913 г. император Николай II, осматривая Янтарную комнату, нашел ее состояние требующим обязательного ремонта. Дворцовое управление обратилось в основанную в 1804 г. данцигскую фирму “Моритц Штумпф”, крупнейшую в Европе по работе с янтарем. Представители фирмы прибыли в Петербург, получили разрешение от Министерства двора на работы, но реставрация, видимо, так и не была произведена. Скорее всего, причиной этому стала начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война.

После Февральской революции 1917 г. во всех пригородных императорских резиденциях были созданы комиссии, на которые была возложена инвентаризация художественного имущества дворцов. В Царском (Детском) Селе комиссию возглавил архитектор и искусствовед П.К.Лукомский. Обеспокоенный состоянием Янтарной комнаты, исследователь писал в 1918 г.:
“Пора чинить все и чинить основательно, иначе будет поздно, и придется тогда уже не ремонтировать, а реставрировать”. Начались небольшие работы по починке панно, которые велись прямо на месте.

II.Янтарная комната:
1.История Янтарной комнаты
3.Вывоз Янтарной комнаты в Кенигсберг в войну
4.Поиски Янтарной комнаты
5.Воссоздание Янтарной комнаты