История создания Янтарная комната (первоначально создавалась в Пруссии как Янтарный кабинет и затем окончательно сформировалась в России) — это знаменитый шедевр немецкого и русского искусства XVIII века, который потом бесследно исчез во время Великой Отечественной войны. Янтарный кабинет создавался немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер - главный архитектор прусского королевского двора с 1699 года. При перестройке Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I у А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых комнат янтарь. Однако осуществить этот задуманный проект удается лишь наполовину, так как вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Затем придворным архитектором прусского короля становится швед Э. фон Гете. В соответствии с новым замыслом короля, янтарный кабинет решено устроить в известном замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные панели. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами - Г. Турау и Э. Шахтом. Когда в 1709 года работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастеров из страны. В 1713 году, после смерти Фридриха I, работы прекращаются. Все янтарные архитектурные детали были отвезены в берлинский Цейхгауз и преданы забвению. В 1716 году, по дороге во Францию, император Петр I встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина, и получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали», — писал он своей жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя кунсткамера императора. В настоящее время появились несколько иные версии относительно замыслов, авторов проекта Янтарного кабинета и его мастеров-создателей, о чем говорится ниже в одной из публикаций в Интернете. Это можно считать уточнением исторических фактов, касающихся его создания. ![]() Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы. Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера. ![]() Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы. Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца. Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой. При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего дворца и поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. Янтарная комната, собранная в 1746 году, стала служить для официальных приемов. В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. В 1758 году на эту должность специального смотрителя Янтарной комнаты в Царском Селе был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. К 1770 году, при императрице Екатерине II, Янтарная комната получила свой окончательный вид, который был запечатлен позднее на многочисленных фотографиях. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров. В России кабинет дополнили зеркальными пилястрами под руководством русского архитектора итальянского происхождения Ф.Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше помещения, предназначенного для выставления его в России. В его отделке преимущественно использовался янтарь. Немецкий шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Янтарная комната считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе. ![]() Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в широко известную уже в Европе, а затем и в мире знаменитую и поражающую всех Янтарную комнату Екатериненского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и приобретя роскошную красоту. Причём настолько возросло ее изящество как произведения искусства, что её и до сих пор иногда называют «восьмым чудом света». К судьбе этого уникального чуда, связанного с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными прусские короли и российские императоры, архитекторы и художники, вожди Третьего рейха и советские лидеры, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные учёные, и, конечно же, мастера-камнерезы, стоявшие как у истоков создания Янтарной комнаты, так и возрождающие и поддерживающие её красоту и по сей день. Вторая мировая война стала поворотным моментом в судьбе «восьмого чуда света». Около 200 лет комната сохранялась без изменений, хотя реставрация происходила периодически (в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах), поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, но война помешала этому. В этом году в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей. Из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить. Само исчезновение Янтарной комнаты и ее поиски породили много самых противоречивых легенд. Вот что по этому поводу отмечается в «Википедии». Легенды и версии исчезновения Согласно одной из них, сразу после подписания между СССР и Германией в 1939 г. Пакта о ненападении А.Н. Толстой предложил И. В. Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Янтарную комнату сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла до этого два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна. Другая версия. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск, Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату. С 1942 по весну 1943 г. она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма Кёнигсберга советскими войсками, но как она исчезла, куда была вывезена, свидетелей не нашлось. После штурма советскими войсками города в апреле 1945 г. Янтарная комната не была обнаружена. Альфред Роде, хранитель музея в Кёнигсбергском замке, нашим специалистам о судьбе Янтарной комнаты ничего не сказал. Но однажды он проговорился о спрятанных ценностях, даже подвел армейского специалиста по художественным ценностям к бункеру. Но поскольку это были не картины и иконы, которые следовало немедленно спасать, то их отложили «на потом». Через несколько дней он и его жена были отравлены неизвестными лицами и втайне похоронены. Вскрытие могилы военными специалистами могил показало, что они были действительно отравлены. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты до сих пор остается загадкой. Поиски Янтарной комнаты были организованы сразу же после окончания войны. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но ужечерез год всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф», или же на переданном Советским правительством США в счёт репараций крейсере «Принц Ойген». Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие: 1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине английских налетчиков, бомбивших Кёнигсберг. Однако эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше». 2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), финансировавшего проводившиеся в 2001-2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 г. окончательно. Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться. 3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из не найденных до сих пор тайников на территории Европы. В этом случае она также может считаться утраченной — по той же причине. 4. Тайник оказался на территории оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.
5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку, и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Поскольку о владельцах ряда «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить некоторым подтверждением и этой версии. С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла — либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения. Основатель совместно с Юлианом Семёновым Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард Фальц-Фейн отмечал: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела». Воссоздание. В конце ХХ века более актуальной стала тема воссоздания Янтарной комнаты, реальность увидеть её восстановленный декор, который у нас на глазах становится не только копией, максимально приближенной к утраченному оригиналу, но и новым художественным произведением декоративно-прикладного искусства, достойным экспонироваться в одном из лучших дворцов-музеев мира - Екатерининском в Царском Селе. С 1981 г. были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты и в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством А.А. Журавлева. Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царско-сельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В годы «реформ» ( с 1991 года) работа была приостано- влена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья. В 2003 г., уже к принятому официальному 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из лучшего калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания Рургаз). Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце. Посещавший старую комнату Эдуард Фальц-Фейн отмечал, что ныне восстановленная сделана лучше, чем была раньше. Курфюрсты Бранденбургские, которые владели Пруссией – европейским центром янтарного промысла – с 1618 г., использовали янтарь, называвшийся «золотом» Балтийского моря, для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это способствовало развитию искусства обработки янтаря, что, в конце концов, и привело к созданию янтарного шедевра. Период создания Янтарного кабинета, а затем и Янтарной комнаты совпадает с общим расцветом как немецкого, так и прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков. Период же преобразования Янтарного кабинета в Янтарную комнату совпадает уже с развернувшимся ренесансом в искусстве в России, подарившем миру европейское «восьмое чудо света» Далее идут дополнительные поисковые материалы, дающие представления о Янтарной комнате и ее истории, включая и малоизвестные ранее факты. ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ![]() Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства. Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков. Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами. ![]() В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены. Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине. Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение. ![]() Панорама из приложения «Царское Село» для iPad При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости. ![]() Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал». ![]() Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место. ![]() В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине. Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским. Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села. ![]() В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид. Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.
Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров. ![]() Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами. Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов. ![]() В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров. Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал «Петербургский янтарный марш». Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:
. |