Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню





История янтарной комнаты насчитывает чуть менее трехсот лет и восходит ко времени Петра I.
Но прежде чем начать рассказ об этом уникальном интерьере, который называют восьмым чудом света, следует сказать несколько слов о материале, из которого изготовлен его декор.
“Золото Балтики” — так с незапамятных времен любовно называли легкую, теплую на ощупь золотистую смолу. Это и есть янтарь
. Его красота, удобство в обработке (не слишком тверд и не слишком хрупок) и целебные свойства испокон веков привлекали к нему внимание людей. Древние славяне считали янтарь амулетом, спасающим от дурного глаза и злой судьбы.

Энергия этого редкого материала составляла тайные знания египетских фараонов и оракулов античного Рима. Янтарь всегда и везде был желанным товаром.
По древним торговым дорогам перемещался он в Центральную Европу и Переднюю Азию. Один из маршрутов начинался в Данциге (современный Гданьск) и носил название “Янтарный путь”.

Янтарный промысел был привилегией жителей береговой части Балтийского моря, но в XIII в. монополию захватил сильный и влиятельный Тевтонский орден. Постепенно под его эгидой стали формироваться цеха, в которых трудились янтарных дел мастера. Художественное ремесло обработки янтаря было очень уважаемым. Особенно славились в XVII в. мастерские городов Кенигсберга (современный Калининград) и Данцига.

янтарная комната фото янтарная комната Вензель короля Фридриха 1 на цокольных панелях Янтарной комнаты

В 1701 г. королем Пруссии стал Фридрих I. Его жена, София-Шарлотта, занялась перестройкой личной резиденции. Эта работа была поручена придворному архитектору И.-Ф. Эозандеру.
Скромный дворец королевы — Шарлоттенбург — должен был превратиться в изысканное здание с длинным парковым фасадом по версальскому образцу.
Возможно, пребывание в Кенигсберге, столице янтарного производства, подтолкнуло короля и королеву к мысли о создании в строящемся дворце кабинета из янтаря . В 1704 г. в Шарлоттенбург приезжает янтарных дел мастер из Кенигсберга Г. Вольфрам (датчанин по происхождению), а в 1707 г. — Г. Турау и Э. Шахт из Данцига. Над созданием янтарных панелей они трудились до 1709 г., но вынуждены были прекратить работу в Шарлоттенбурге, так как королю пришла мысль украсить янтарной галереей, но уже более просторной, другую резиденцию — в Ораниенбурге.
Работа эта тоже не была доведена до конца, так как теперь король приказал переместить янтарные панели в Берлин, в Королевский замок. В 1713 г. Старый король умер, а его сын и последователь Фридрих-Вильгельм I приказывает вмонтировать готовые части янтарной облицовки в один из кабинетов Берлинского дворца.

В 1716 г. Петр I встречается с молодым прусским монархом в городе Хавельберге для того, чтобы заключить союз против шведов. Для закрепления личной дружбы и в ознаменование достигнутого союза Фридрих-Вильгельм I преподносит русскому царю подарки: он передает Петру королевскую яхту “Либурника“ и незаконченные янтарные панели.
До недавнего времени автором создания Янтарного кабинета называли архитектора А. Шлютера, но современный исследователь доктор Б. Гёрес, директор объединения “Прусские дворцы и парки Берлина — Бранденбурга“ (Германия), на основании вновь найденных документов называет И.-Ф. Эозандера автором проекта.
“Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали“, — написал царь жене Екатерине. Королевская яхта “Либурника“ пришлась как нельзя кстати увлекавшемуся мореплаванием Петру, а янтарные панели из Берлинского дворца являлись драгоценным произведением искусства.
Озабоченный сохранностью панелей, Петр I дал письменное наставление о том, как транспортировать их в Россию.
Прибывшие в Россию панно осмотрел А.Д. Меншиков и 2 июля 1717 г. сообщил Петру I об их состоянии и о своем впечатлении: “Кабинет Янтарный Вашему Величеству от короля прусского подаренный я пересматривал... Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал“.
Возвратившись в Россию, царь Петр I отсылает в Пруссию свой подарок: небольшое судно, токарный станок, кубок из слоновой кости, собственноручно им исполненный, и гренадер-великанов — 55 рослых русских парней. Презентуя русских великанов, Петр знал о том, что Фридрих-Вильгельм I, еще при жизни получивший прозвище “солдатский король“, с которым и вошел в историю, собирал для своей армии по всей Европе очень высоких мужчин, из которых формировал специальный полк.
Русский посол в Берлине граф А.И. Головкин депешей от 11 октября 1718 г. сообщил, что русские великаны были представлены королю в Люстгартене (увеселительном саду Берлина, который Фридрих-Вильгельм I превратил в плац для маршировок) и король хвалил оружие, мундиры, выправку и рост гренадер.

Янтарный кабинет не стал сразу же по получении украшением царского дворца, так как часть янтарных панно при транспортировке отклеилась от основания, часть поломалась.
Кабинет был помещен в служебный флигель (людские покои) Летнего дворца, где хранились мелкие янтарные вещи, подаренные русскому двору в разное время. Там панно пролежали в ящиках до 1743 г.

Портрет Фридриха I в коронационном облачении. 1710 Художник А.Пэн Панно цокольного ряда Янтарная комната Портрет императора Петра I. 1833 Художник Г. Бон. По оригиналу Г. Неллера

Вступившая в 1741 г. на престол дочь Петра I Елизавета стала отстраивать свою официальную резиденцию — Зимний дворец (третий по счету в Санкт-Петербурге). Для убранства одного из парадных покоев императрица решила использовать полученный из Пруссии ее отцом в подарок берлинский Янтарный кабинет. Для починки и исправления янтарных панно в феврале 1743 г. был приглашен итальянец А. Мартелли, мастер лепного и штукатурного дела.

Проектирование и строительство Третьего Зимнего дворца Елизавета поручает придворному архитектору Ф.-Б. Растрелли. Приступив к проектированию Янтарного зала, Растрелли обнаруживает, что имеющихся деталей для украшения интерьера недостаточно. Возникает необходимость в создании новых архитектурно-декоративных элементов. Растрелли компенсирует недостаток деталей зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. Откосы дверей, наличники, карнизы вырезают из дерева и раскрашивают “под янтарь”.
Самыми эффектными и значительными в декоре прежнего интерьера были три богато орнаментированные янтарные рамы, в которые теперь помещают картины И. Гроота.

Для достижения симметричности их расположения решено было изготовить четвертую раму, но из дерева. Тогда прусский император Фридрих II, желая доставить удовольствие Елизавете, заказывает в Кенигсберге четвертую янтарную раму. В ее декоре были использованы аллегории,
прославляющие русскую императрицу: раму венчала российская корона, внизу располагалась композиция с российским двуглавым орлом на фоне знамен и оружия.
В ноябре 1745 г. рама была отправлена в Петербург. Елизавета осталась очень довольна подарком.
Отделка зала была закончена в 1746 г. Нарядный интерьер использовался для официальных приемов и торжеств. Так, известно, что в Янтарном зале принимали шведского и польско-саксонского посланников.

Янтарная комната:
2.Янтарная комната в Екатерининском дворце
3.Вывоз Янтарной комнаты в Кенигсберг в войну
4.Поиски Янтарной комнаты
5.Воссоздание Янтарной комнаты