Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Ваша реклама

ТУТ

Меню



Поделись


Фридландские ворота

На протяжении десятилетий ворота были заброшены, и лишь недавно ими заинтересовался культурный центр, открывший здесь музей. Большинство экспонатов найдено неподалеку на дне рва: каретные колеса, старинная обувь и посуда, плотницкий и кузнечный инструмент.

О судьбе этого укрепления рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.

Фридландские ворота, которые некогда входили в оборонительную систему Кёнигсберга, находятся на пересечении улицы Дзержинского и проспекта Калинина.

Ворота сохранились до наших дней только благодаря заступничеству жителей Кёнигсберга, не позволивших их снести в начале XX века, когда окрестности вального укрепления были выкуплены властями. Их оставили как памятник архитектуры. Движение сквозь них было прекращено (поток транспорта направили сбоку, снеся часть вала).

Ворота "Фридландские" все еще представляют значительный интерес как памятник фортификационного укрепления середины XIX века. Однако их состояние неудовлетворительно. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, а в итоге разрушались. Ворота поросли деревьями. Одна скульптура, украшавшая здание, исчезла, другая - изувечена. И только железные решетки все так же закрывают арки проездов…

* * *


Фридландские ворота

К началу войн с Наполеоном укрепления прежней цитадели разрушились - обсыпались валы, одряхлели оборонные строения. Город практически не имел защиты от противника. Именно поэтому в 40-е годы XIX века было начато строительство нового вального пояса.

Весь план коренной реконструкции фортификационных сооружений разрабатывала комиссия, в которую вошли генералы фон Грольман и фон Краузенек, а также шеф инженерного корпуса генерал-лейтенанта Людвига фон Астера. Король Фридрих Вильгельм IV утвердил план специальным указом.

Имя архитектора, создавшего проект Фридландских ворот, неизвестно. Иногда авторство приписывается Штюлеру, но, скорее всего, инженеры просто переняли некоторые элементы его строений.

К чести архитектора

Корпус ворот выполнен в стиле неоготики. Основным строительным материалом служил красный кирпич разной степени обжига: из него были сложены и стены, и декоративные детали.

Фасадная часть ворот - со стороны города - особенно богато украшена: крестоцветы, крабы (стилизованные цветы), флерон придают воротам некоторую изящность. Пять контрфорсов (выступы внутренних стен) венчаются остроконечными двухскатными башенками - пинаклями, которые возвышаются над зубчатым парапетом. Пояс орнамента из повторяющихся крестов завершает декорирование этой плоскости ворот.

Все поле фасадной стены покрыто ромбической сеткой, нити которой выложены более темным кирпичом.
Практически все отверстия ворот декорированы: проезды, двери, окна выполнены в виде изящных стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

В нишах, находившихся в центральной части обеих стен, располагались скульптуры. Со стороны города - фигура Фридриха фон Цоллерна, комтура крепости Бальга в XV веке, а с внешней - изображение Великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена. Последний держал в руках модель замка Мариенбург (Польша), так как именно при его правлении резиденция магистров Ордена была переведена туда из Венеции.

На защите города

Вероятному противнику, который собирался войти в Кёнигсберг с юга, предстояло преодолеть три линии обороны: предмостные укрепления, защищавшие путь через ров, либо сам водяной ров, и собственно преграду из ворот и земляного вала. Ворота находились чуть в глубине, за маленьким двориком для караула - кордегардией, и закрывались трехметровой металлической решеткой. Весь комплекс был встроен в земляной вал.


Фридландские воротаФридландские ворота довольно широки. В них сооружено сразу два проезда в виде стрельчатых арок, чтобы движение, которое к этому времени стало интенсивным, могло осуществляться в обе стороны, и не было заторов, как в других воротах.

Эти ворота были самыми укрепленными во всей системе (из 9 ворот): защитники города располагались в многочисленных казематах, все внешние поверхности изобиловали амбразурами для ружей и даже пушек.

Но показали они себя в деле только один раз - во время штурма Кёнигсберга советскими войсками весной 1945 года. Простоявшие почти 100 лет в бездействии оборонительные ворота сумели задержать продвижение штурмовых отрядов лишь на сутки и пали уже к вечеру 8 апреля…

 

Опубликовано в газете "Гражданин",
29.08.02-4.09.02 N 39/40 (548/549),
Юлия Ягнешко