Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире




Всемирная Информ-Энциклопедия:  Калининградская область в мире

о проекте


Меню





Вертолеты Михаила Миля
22 ноября 1909 года в Иркутске родился Михаил Миль, создатель первых советских вертолетов. Мы собрали истории удивительных летательных аппаратов, вышедших из его КБ.
"Малютка" против Чужих

Простой и надежный работяга Ми-2, летающий уже полвека в 37 странах мира, много снимался в кино. Им управлял Валентин Мизандари в "Мимино", боевой вариант Ми-2 уничтожил пришельцев в картине "Отель "У погибшего альпиниста". Ударная модификация Ми-2УРП вооружалась 23-миллиметровой пушкой, двумя пулеметами РПК и четырьмя противотанковыми ракетами "Малютка" на внешней подвеске.
Двухэтажный
На базе двухпалубного Ми-4 была создана люксовая модификация с шестиместным салоном. Первый такой вертолет построили для правительства Йемена, затем сделали машины для руководства СССР и командования советских ВВС. Они имели улучшенную шумовиброизоляцию и спецсвязь.
Ми-4 стал первым вертолетом, выполнявшим регулярные пассажирские перевозки по ста с лишним маршрутам. И все-таки строился он в первую очередь для армии: из 25 модификаций 15 - военные. В их числе Ми-4Н "Филин" - опытный образец для ведения ночной разведки, ударный противолодочный торпедоносец Ми-4Ти радиоуправляемая мишень.
Амфибия
Для нужд военно-морского флота был разработан противолодочный вертолет Ми-14. За основу взяли хорошо себя зарекомендовавший Ми-8, но фюзеляж сделали лодочный с боковыми поплавками для поперечной остойчивости. Шасси впервые в истории отечественного вертолетостроения стало убирающимся.
Для поиска подводных лодок Ми-14 оснастили радиолокатором, опускаемой гидроакустической станцией, магнитометром, аппаратурой передачи данных и поисково-прицельной системой "Кальмар". Вертолет был вооружен противолодочными торпедами и глубинными бомбами.
Гиганты
Первые опыты по перевозке груза на внешней подвеске проводились еще на Ми-4, а следующий грузовик, Ми-6 создавался уже специально для перевозки тактических ракет "Луна". Он стал первым вертолетом, превысившим скорость в 300 километров в час, всего на Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Из-за сходства силуэта и габаритов Ми-6 часто путают с Ми-26.
Последний участвовал в нескольких уникальных операциях: эвакуировал с территории Афганистана на внешней подвеске Ми-8, два вертолета ВВС США и один голландский, перевозил Ту-134 с аэродрома "Пулково" на полигон МЧС под Санкт-Петербургом. В 1996 году Ми-26 использовался при построении большой формации из парашютистов, занесенной в книгу рекордов Гиннеса. Подняв в этот день 224 пассажира на шесть километров, вертолет установил мировой рекорд.
Самый необычный из тяжеловесов - Ми-12, самый большой вертолет в мире. Его создали для перевозки компонентов баллистических ракет к местам их базирования (дороги туда не предусматривались). Моторы и винты суперкоптера располагаются на крыльях обратного сужения. Внутри крыла проходит вал, синхронизирующий четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 24 тысячи лошадиных сил. В августе 1969 года этот вертолет поднял 44 тонны груза на высоту 2,2 километра, установив рекорд, не побитый до сих пор.

Текст: Антон Валагин